Bauskas iela 58A - 7 Rīga, LV-1004

Садись, "Е". Оценочные системы в школах мира

Оценки въелись в наши головы за годы обучения в школе, колледже и институте. Во многих странах разная система оценки знаний, но в мире их всего не больше 10. Мы предлагаем посмотреть на самые распространенные из них.

Откуда что берется


По какому принципу министерства образования разных стран выбирают ту или иную систему? Мы этого никогда не узнаем. Как и то, зачем Германия «отразила» 5-балльную систему. Получилось, что "1" – отлично, а "5" – неуд. В России привычная нам история: "5" – отлично, "1" – "неудовлетворительно". Единица практически не используется: можно сказать, что система четырехбалльная. В Англии – буквенная. Англичане взяли первые 5 букв алфавита "A"," B", "C", "D", "E": "A" – отлично, "E" – "неуд".

У остальных стран свои системы оценивания. Например, в Даниии в ходе реформы 2007 года министерство выкинуло из 13–балльной системы "лишнее" и получилось следующее: "12", "10", "7", "4", "02", "00", "–3". Где "00" и "–3" – "неуды". А в Болгарии интересная традиция. Система 6–балльная, где "2" – "неуд", а "1" ставят тем, кто списывает.

100% попадание


В основном в мире распространены такие системы: 5–балльная, 20–балльная и 100%–балльная. Мы использовали данные сайта Министерства образования и науки РФ и составили список наиболее популярных из них:

1. 100%–балльная. 15 стран. Среди них Израиль, Китай, Япония.
2. 20–балльная шкала в 10 странах. В их число входят Франция, Ливан, южный Кипр. Греция тоже входит в их число, с одной поправкой. В 20-балльной системе десятичные числа используются наряду с остальными. Например, 10,5. Это похоже на наши плюсы и минусы у оценки.
3. 5–балльная система. 8 стран. Из них можно выделить Россию, Грузию, Польшу. А Мьянма, как и Греция, добавляет 0,5 к оценкам.


Распространенный не значит лучший


О какой бы стране мы ни говорили, везде одни и те же проблемы:
– оценки помогают родителям и учителям манипулировать детьми
– оценка характеризует ребенка, а не показывает уровень знаний

В младшей школе ученик входит в тему образования, и ему все равно какую оценку он получает. Это происходит потому, что он не понимает до конца значение двойки или пятерки. Для школьника они равнозначны. Поэтому в первых классах оценки отменили вообще. Переход из дошкольного образования в школьную систему стал мягче.

Кто прекрасно понимает, чего стоит каждая оценка, так это родители и учителя. Они начинают манипулировать детьми, чтобы ребята выходили на нужный уровень. Родители обещают новый велосипед и грозят им же, когда школьник приносит двойки. Родственники не спрашивают его: "Что ты узнал?". Чаще звучит вопрос: "Что получил?" Здесь до ребенка начинает доходить: "Похоже, двойки – это плохо, а пятерки – велосипед". Школьнику, как и его родителям, становится важна оценка, а не знания.

К средней школе ученик полностью зависим от системы оценивания. Плюс, впереди вырисовывается ГИА, а в старшей школе – ЕГЭ и аттестат. Ученику не хочется, чтобы двойки портили всю картину, даже если предмет не нужен ему для поступления.

Оценка - приговор


Часто за учеником закрепляется статус в виде оценки. "Да, Василий – отличник, а Диана – двоечница". Такая характеристика оценивает уже не знания, а человека. Эти маркеры мешают, а иногда и вовсе портят жизнь. Человек сам начинает верить в этот ярлык. Он так и думает: "Я – двоечник, поэтому в хороший вуз я не поступлю и больших денег не заработаю".

С отличником другая тема. В психологии даже есть термин "синдром отличника". Ребенок за 11 лет закрепил за собой "звание" пятерочника, и любая ошибка вгоняет его в депрессию. Это касается и знаний, и действий. Отсюда неуверенность в себе и перепады настроения.

Где бы человек ни учился – в школе, колледже или институте – оценка должна быть показателем знаний. В мире существует много оценочных систем, но пока что ни одна не справляется с этой задачей. Интересно, что было бы, если бы однажды отменили оценки вообще?
12.12.2016 16:13:26

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!