Всегда ли взрослый понимает ребёнка? Осторожен ли в обращении с ним? Как понять, что чувствует ребёнок? Как быть, если что-то идёт не так? Скажу честно, я не знаю точных ответов на эти вопросы. Я лишь предлагаю поразмышлять над ними вместе со мной.
Отрывок из книги А. Бикеевой «Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день» [ссылка-1]
Чтобы нанести ребёнку тяжёлую душевную травму взрослым не обязательно что-то тщательно организовывать и как-то действовать. Можно просто вообще ничего не делать и не предпринимать. Я расскажу про одну свою душевную травму детства. Травму, которая возникла, можно сказать, из ничего, появилась из ниоткуда и была со мной долгие годы.
Мне было семь лет. Меня впервые привели в музыкальную школу на мой самый первый урок фортепиано. Моя бабушка, которая провожала меня в музыкальную школу, заботливо поправила бант на моей голове, дала в руки ноты и тетради, довела меня до кабинета, где должен был проходить мой урок, и ушла ждать меня в вестибюль школы. Я постучала в дверь кабинета. Ответа не последовало. Я постучалась ещё раз - погромче, но, не дождавшись разрешения или приглашения войти, открыла дверь сама и, нерешительно переступив порог, вошла в кабинет. Там за столом сидела строгая тётенька в очках и что-то писала в тетрадку или журнал. Я улыбнулась и чётко и ясно, как меня учили, сказала: «Здравствуйте, Людмила Ивановна!» Ответа на моё приветствие не последовало. Голова учительницы так и не оторвалась от записей, проводимых ею с усердием. Наверное, это были очень важные записи. Я растерялась, улыбка слетела с моего лица. Мне подумалось, что, вероятно, я поздоровалась с учительницей недостаточно громко и чётко. Я собралась с силами и произнесла ещё раз звонко и, как мне показалось, с выражением: «Здравствуйте, уважаемая Людмила Ивановна!» Учительница продолжала писать, снова никак на меня не отреагировав. Я подождала некоторое время, и вдруг слёзы хлынули из моих глаз. Я расплакалась неожиданно для себя (я совсем не собиралась этого делать!) и уж вовсе неожиданно для учительницы.
Что вообще такого мне сделала та учительница?! Она не сказала мне ни единого слова. Она даже не успела толком посмотреть в мою сторону, но я расстроилась так, что этот эпизод врезался мне в память на всю жизнь. Казалось бы, ну что особенного произошло?! Но, видимо, мне взрослым человеком была нанесена душевная травма, которую я запомнила надолго.
Потом уже позже, когда я успокоилась, мне почему-то стало ужасно стыдно за эти свои слёзы. Ведь ни плаксой, ни нытиком я не была! Скорее, я всегда была жизнерадостной хохотушкой. Так, по крайней мере, называли меня окружающие люди. А тут вдруг расплакалась. Какой позор! И, устыдившись собственных слёз, я решила ничего не рассказывать ни бабушке, ни маме о своём позоре. Но моя странная реакция на ту учительницу музыки продолжалась и дальше. Когда я шла к ней на урок, что случалось два раза в неделю, то моей главной и единственной задачей было НЕ расплакаться в кабинете музыки. Скажу откровенно, это мне не всегда удавалось. Что уж такого страшного делала со мной та учительница музыки в своём кабинете – я точно определить затрудняюсь. Хотя помню, что она НЕ кричала и НЕ ругалась на меня. Кстати сказать, та учительница музыки даже чему-то меня научила. Я до сих пор музицирую на пианино и неплохо читаю ноты с листа. Но задача – не расплакаться у неё на уроке – оставалась моей главной задачей почти все годы учёбы у этой учительницы.
Вот так, уважаемые взрослые, как легко нанести ребёнку душевную травму. Взрослые могут сделать это, причём, даже не заметив, просто игнорированием ребёнка и равнодушием к нему.
Просто призыв: Взрослые, осторожно! Детская душа! Взрослые, внимание! Высокая детская душевная травматичность!
Просто мысль: Света и добра вокруг детей должно прибавляться. От взрослых, находящихся рядом.
За книгу можно проголосовать здесь: [ссылка-2]
*** Тема перенесена из конференции "Образование детей"