Любовь к процессу чтения у детей - дело наживное. Как перевести любимое чадо из категории благодарного слушателя в категорию активного читателя? Это не так просто, как хотелось бы, но и не так сложно, как кажется.
Современные дети живут среди огромных потоков информации – визуальной и аудиальной. Реклама на улице и дома, радио в машине родителей, телевизор и компьютер, работающие в фоновом режиме с утра до вечера, а еще телефоны, планшеты…
Увы, все это значительно повлияло на детскую способность воспринимать и усваивать информацию. И самое главное – современная ребятня все неохотнее берет в руки книгу на досуге. Компьютерные игры и бесконечные мультики (часто спорного качества и содержания) делают свое дело…
Как заставить ребенка читать? Не программные произведения, а для себя, для души и общего развития? К тому же, именно чтение (и далее письмо) напрямую влияет на развитие словарного запаса и умение человека внятно и четко излагать свои мысли.
При правильном подходе это можно сделать достаточно легко – дети любят фантазировать и создавать свои миры, а что лучше книги способствует этому?
Наработать навык чтения можно очень быстро. Но умение читать и любовь к книгам – вещи разные. Поэтому корректнее и правильнее говорить не о том, как заставить ребенка читать, а как привить ребенку любовь к книге.
• Начинайте читать малышу, как можно раньше. Даже крошечный ребенок реагирует на все – на интонирование, на яркие цвета, на фактуру обложки и бумаги. Сегодня много книг-игрушек со встроенными зеркалами, шуршащими материалами, шнурочками, колокольчиками – малыш и развлекается, и начинает привыкать, что книга – это интересно.
• Энциклопедии, тематические книги, издания с объемными иллюстрациями – даже визуально современные книги не могут не вызвать искренний интерес! Выясните, что больше всего интересует наследника – динозавры и космос? Индейцы? Строение волшебной палочки? Сегодня можно купить книги обо всем! Кстати, объемную книгу (она также называется книга-театр) можно сделать самостоятельно – в интернете есть много схем. Историю для нее тоже желательно сочинить.
• Личный пример. Если вы принуждаете ребенка к чтению, но при этом сами не берете в руки книгу, то о чем вообще можно говорить?! Дети на примере родителей должны видеть, что чтение – это интересно и здорово. Время от времени можно стащить детскую книжку и с явным увлечением ее почитать.
• Походы в библиотеку и по книжным магазинам помогут убедить малыша, что чтением интересуется много людей – и взрослых, и детей! А осознанный выбор книги для чтения на ближайший вечер это еще и определенная ответственность!
• Читайте вместе. Даже тем детям, которые уже хорошо читают сами, не ленитесь читать вслух – с интересом и выражением, образно. Если сыну или дочке сюжет хорошо знаком, то можно предложить почитать по ролям.
• Практически все дети любят, когда им читают. Естественный интерес к чтению, как к процессу, у детей просыпается к 5-6 годам: в этом возрасте мозг физиологически готов к такому виду работы, как чтение и усвоение прочитанного. Поэтому не нужно ставить телегу впереди лошади и сокрушаться, что в 4 года ваша дочь не стремится самостоятельно одолеть "Буратино" или хотя бы "Курочку Рябу".
• Чтение по возрасту тоже много значит. Хотя и здесь могут быть варианты: например, если подросток игнорирует тома вашей домашней библиотеки, а тратит все карманные деньги на комиксы, это еще не значит, что он застрял на уровне ниже среднего. Сегодняшнее подрастающее поколение лучше воспринимает визуализированную информацию, и издатели это понимают. Так что комикс по своему содержанию вполне может оказаться каким-нибудь научно-популярным журналом по IT-технологиям или истории древнего мира…
• Часто среди советов педагогов, психологов и "мамочек с опытом" можно встретить такие: "Не заставляйте ребенка читать" и "Не критикуйте и не сравнивайте его с другими детьми". Но не все так однозначно. Дети разные, и подход к ним нужен индивидуальный. Конечно, чтение из-под палки энтузиазма не прибавит, но и ждать со стороны ребенка личной инициативы взять книжку можно до бесконечности. Поэтому определенная доля строгости и разумного принуждения в иных случаях просто необходима. Дети не любят делать то, что у них не получается. И с удовольствием закрепляют свои успехи, в чтении в том числе.
Что касается сравнения чада с другими детьми, то часто именно дух состязательности и здоровая конкуренция делают чудеса и заставляют упрямца сделать то, от чего он категорически отказывался даже в рамках "мирных переговоров". Конечно, провоцировать ребенка нужно правильно – без оскорбительного тона и уничижения его достоинства. Многие дети легко ведутся "на слабо" - и очень эффективно!
Специалисты утверждают, что письмо и чтение – это те навыки, которыми дошкольник должен овладевать в последнюю очередь. Принуждать кроху к чтению – это, чаще всего, реализация родительских амбиций, а не какая-то жизненная необходимость. Пока у ребенка не появились внутренняя мотивация и умение сосредоточиться, ждать от него желания читать не нужно.
Но бывает, что причина плохого развития навыка чтения кроется вовсе не в лености ребенка. Есть причины объективного характера.
• Если у малыша до года наблюдались проблемы с двигательной активностью (плохо ползал или не ползал вовсе, например), то наверняка возникнут проблемы с чтением. Двигательная активность – это развитие общей двигательной программы, которая помогает складывать буквы в слоги, а слоги в слова.
• Ребенок начал говорить поздно и/или говорит плохо – сигнал, что с чтением и письмом возникнут трудности. Плохое звукопроизношение может привести к дисграфии и дислексии.
Источник posle-30-let.ru