Берегись... игрушки!

*** Тема анонсирована в конференции "Детская психология"
Автор: Шишова Татьяна Львовна
Педагог, член редколлегии журнала "Права ребенка", член Союза писателей России

...

НОЧНОЙ ЗООПАРК

Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.

Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи. Особенно ночью.

Мама не поверила, но, вероятно, все же насторожилась.

Во всяком случае, через несколько дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и слегка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, увидела глаза, в которых застыл неподдельный ужас.

- Что с тобой, Дашенька? - заволновалась мама.

Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:

- Молчи, съедят. Они только днем игрушки, а ночью живые.

Конечно, подобные фантазии могут возникнуть у впечатлительного дошкольника и по поводу самых традиционных игрушек, но степень вероятности этого несоизмеримо меньше.

МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ МОНСТР

Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче,всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом "чудовище". Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава.

Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет - с нелюбимыми игрушками дети не играют.

Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро.

Таким образом понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

А ведь детское сознание недаром так устроено, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или - или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сперва нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь.

К психологам все чаще приводят детей, которые не могут адаптироваться к коллективу сверстников, постоянно вступают в конфликты и не удерживаются даже в дорогих частных школах, откуда мало кого, как вы понимаете, выгоняют. И когда специалисты начинают разбираться, нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен. Просто он подражает своим любимым киногероям, воспроизводит модели поведения, которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все еще раньше, с выбора игрушек.

"Чему научит детей такая забава?" - психолог Вера Васильевна Абраменкова показывает мне ручку в виде скелета.

Когда нажимаешь на кнопочку, скелет, сверкнув глазами, разгибает в локтях руки и выставляет вперед кулаки, каждый размером с его голову.

Конечно, не все дети придут от игрушки в восторг и, главное, поспешат претворить увиденное в жизнь. Но где гарантия, что ваш ребенок не окажется среди тех, кому это придется по вкусу? Среди дошкольников и младших школьников немало ребят, склонных к демонстративности, легко попадающих под дурное влияние, вспыльчивых и расторможенных. Они в данном случае особенно уязвимы.

СТРАШНЫЙ МОЖЕТ УКУСИТЬ

Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей, играющих с монструозными игрушками. Впервые я задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчик из православной семьи, где очень серьезно относились к вопросам воспитания.

Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с удовольствием возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все мягкие игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.

И потом с удивлением рассказывала:

- Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. "Нет, - говорит, и все! - ЗУБАСТЫЕ КУСАЮТСЯ." Так и не стал с ними играть. Странный какой-то ребенок...

Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчика от дурных влияний, родители отказались от телевизора. У бабушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен.

Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких "монстриков" и покемонов. В садик он не ходил. Так что ничего странного в его поведении не было. Наоборот, мальчик воспринимал мир так, как и должен воспринимать его ребенок. Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало.

И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.

Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Читать полностью:
14.01.2015 23:08:54, Trotter
[ответить]
Читала ее книгу. Ну очень сомнительные выкладки, надо сказать. Чем четырехлетний мальчик, боящийся плюшевую собачку, "лучше" девочки, боящейся ночного "монстра"? Тем, что не различает где реальность, а где вымысел? А семнадцатилетняя дочка выросла, надо полагать, с "поврежденным инстинктом самосохранения" в окружении страшных мягких игрушек? :)

А муми-троли, например, тоже, строго говоря, тролли. Милейшие существа :) И отечественный мультик про них есть. И еще много про кого есть, на самом деле.
14.01.2015 23:49:37, УникаЛьнаЯ
[ответить]
Странная девочка. Боится по ночам, под одеялом прячется, а просто вынести зверей из своей комнаты - ей в голову не приходит? Совсем или только на ночь?
Да и мальчик странный. Открытая пасть означает для него оскал, угрозу - а почему не улыбку, смех? Не желание общаться, разговаривать? Не просьбу покормить? И откуда у него вообще взялось представление о связи между пастью и угрозой, если он никогда не видел мультиков с "пастями"?
И непонятно, откуда у детей брались страхи и ночные кошмары до появления мультиков и индустрии игрушек?
И еще непонятно, почему для ребенка "некрасивый" должно означать "плохой". Если у совсем маленьких детей и есть такая связь, то мне кажется как раз правильным учить детей, что хорошим может быть и некрасивый, и некрасивого можно любить. А иначе какой же вредной оказывается сказка "Гадкий утенок"!
24.01.2015 22:24:49, маугленок
[ответить]