Использование творческих моделей в обучении

Цель
Данный метод позволяет достичь следующий ряд целей:
1) хорошо усвоить и осмыслить изучаемый предмет;
2) хорошо усвоить (запомнить) материал, в том числе и за счет лучшего понимания;
3) развить аналитические и синтетические способности мышления;
4) развить творческие способности.

Как устроено мышление?

Процесс нашего мышления часто описывается в довольно сложных и абстрактных терминах – анализ, трансформация и синтез. В то же время процесс мышления можно сравнить с приготовлением пищи. Сначала мы покупаем поваренную книгу и используем готовые рецепты из этой книги. Потом пробуем экспериментировать с количеством приправ. Соли немного поменьше, а вот, например, сахара чуточку больше. А что будет, если мы в кашу добавим горсточку изюму?

Сначала мы делим объект познания на части.
Например, ингредиенты:
вода, сахар, соль, корица, крупа геркулес, растительное масло, сухое молоко.

Вкусы: соленый, горький, кислый, сладкий.

Прочитали рецепт в поваренной книге. Сварили. Получилось!
Приходим в гости. Нам предлагают на завтрак кашу.

- О! – восклицаем мы, - я вчера готовил точно такую же.
Набираем вторую ложку и обнаруживаем в ней пару изюмин. Пробуем на вкус – точно изюм.
Это – этап анализа (1). Мы увидели что-то новое. И запомнили. Побежали домой, повторяя на ходу «изюм в кашу, изюм в кашу…».

На следующее утро проснулись, решили сварить кашу с добавление изюма. За основу взяли рецепт из книги и еще добавили горсть точно такого же изюма. Это – этап трансформации (2).

Сварили, пробуем – ой, слишком сладко! Это – заключительный этап оценки (3). То есть, по сути, на этом этапе мы сделали вывод, что разные ингредиенты делают свой вклад в пропорцию каждого вкуса. Сахар – сладкий и изюм сладкий. То есть мы новый продукт (изюм), а значит и новое знание о нём присоединили к собственному осмысленному набору знаний о приготовлении пищи.

Когда в другой раз мы попробуем добавить тот же изюм, например в рыбный суп, то обнаружим, что получилось что-то невкусное. И точно так же на финальной стадии оценки, сделаем вывод, что изюм для рыбного супа не подходит.

Еще раз повторим:
1) Анализ – узнавание отдельных предметов. И описание свойств этих предметов. Пример: изюм – черный или желтый, горошинами, на вкус сладкий, может быть с легкой кислинкой. Бывает с косточками или без косточек.
2) Трансформация – соединение частей по-новому. Используем метафору процесса приготовления кулинарного блюда. Мы измельчаем ингредиенты, отмеряем нужные пропорции, затем складываем ингредиенты в посуду и начинаем блюдо варить на огне, сушить на солнце, запекать в духовке и т.д.
3) Оценка – достаем и пробуем. На этом этапе мы должны обнаружить новые общие свойства предметов. В нашем примере получилось, что до этого мы понимали, что у каждого компонента есть свой вкус. Но не осознавали, что каждый компонент вносит свою лепту в итоговый вкус продукта. А на этапе оценки сделали вывод, что чем больше сладких компонентов – тем всё блюдо будет более сладкое. И в следующий раз мы на этапе трансформации можем попробовать уменьшить не количество изюма, а количество сахара, зная, что у обоих компонентов одинаковое действие – они усиливают сладкий вкус всего блюда.
Еще раз – раньше мы знали, что изюм – сладкий и сахар – сладкий. Теперь мы знаем новые действия: «усилить сладкий вкус всего блюда» и «уменьшить сладкий вкус всего блюда». И знаем как это сделать. В нашем копилке знаний появилась новая папка с документами: «как изменять сладкий вкус блюда». А потом там появится целая полка «как изменять вкус блюда».

Как видите, всё довольно просто. Просто, но есть нюансы. Дело в том, что люди условно делятся на два основных типа мышления. Одни хорошо видят деревья, другие хорошо видят лес. Видеть деревья (частное) – это анализ (это – березка, а это осинка), а видеть лес – это синтез (общее). Как уже было отмечено, мышление каждого человека в процессе решения задач проходит последовательно этапы анализа и синтеза, и снова анализа и синтеза. Просто у кого-то лучше получается одно, а другое получается похуже. Наша задача в том, чтобы развивать в себе обе способности!
Здесь мы рассматриваем в основном вопрос о том – как развить в себе способности к синтетическому мышлению. Хотя по предлагаемой нами методике способности к аналитическому мышлению также будут развиваться.

Перейти к методике.
29.09.2015 07:30:01, Pechenyshka





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

25.04.2019 21:55:21

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!