Методика Монтессори или как воспитать самостоятельного ребенка?

Наверное, самая острая проблема современного родителя – это избыток «разношерстной» противоречивой информации о воспитании. Родителя ведут неосознаваемые «импринты», полученные в детстве от собственных родителей, на родителей давят авторитет бабушек, свекровей, остатки советской образовательной машины, современные западные методы воспитания. В результате хаотичного поступления информации родитель дезориентирован, и, находясь в состоянии фрустрации, хочет опереться на крепкое плечо авторитетов, ищет ответы на трудные вопросы у великих воспитателей, не слышит или даже специально учится игнорировать себя, собственную интуицию и ребенка.

Книга Соланжо Денерво бьет в самое сердце этой проблемы: «иметь мужество игнорировать то, что, по вашему мнению, вы знаете… забудьте разные мнения и просто проживайте ситуации» - пишет автор в самом начале. Во-первых, это очень точный совет в условиях информационной перегрузки. Во-вторых, по отношению к своему собственному родительскому опыту. В однообразном ритме: встать-покормить- помыть-погулять-уложить возникает поведенческая стереотипия, которая притупляет чувства, мысли. Уметь слышать ребенка в этой стереотипии – искусство, о чем буквально вопит Соланжо Денерво на каждой странице книги. Как родителю, мне особенно импонирует его представление о воспитании, как об обоюдном творческом процессе: «экспериментировать с новыми способами поведения, пока один из них не сработает.»

Книга хорошо структурирована, предельно лаконична, и поэтому подойдет как для спокойного чтения, так и в экстремальных ситуациях, когда ответ на вопрос нужен срочно, а времени на «воду», вступления и теоретизирования у мамы и папы нет. Очень корректные формулировки, например, названия глав сформулированы не как «я учу своего ребенка тому-то» а как «я сопровождаю ребенка в том-то...». В системе Монтессори и взрослый, и ребенок играют активную роль в процессе обучения, причем, ребенок выступает в качестве ведущего. Соланжо Денерво неоднократно подчеркивает, что будучи по природе любознательным, активным, восприимчивым, ребенок развивается сам по своей природе в условиях обогащенной среды. Все что нужно от родителя, это грамотно сопровождать его в этом естественном процессе.

Особенно актуальными в настоящее время мне показались вопросы о проблеме гиперактивности, тренировки внимания, способности делать выбор, мотивации обучения. Социальные институты и родители постоянно навязывают ребенку внешний ритм, в результате ребенок существует как собака Павлова. «Имейте терпение. Ждите, пока ваш ребенок не закончит свое занятие — так вы будете способствовать развитию его концентрации», - пишет Соланжо Денерво. Автор уделяет большое внимание тому, как научить ребенка делать выбор. Последняя глава - это разрыв шаблонов для человека советского. Обучение без наказаний и ошибок – удар как по американской бихевиористической школе обучения, так и по русскому народному методу русского «кнута и пряника». И в то же время, это самая важная сторона учения Монтессори, его суть.

Хотелось бы упомянуть о некоторых нейрофизиологических неточностях, обнаруженных в тексте. Например, утверждение «в возрасте около 5 лет, нейронные связи будут подвергаться радикальному отбору» - неактуально в связи с последними нейрофизиологическими данными, согласно которым эта цифра колеблется в пределах 9 месяцев-11 лет в зависимости от отдела мозга (J. Stiles, 2010, Huttenlocher and Dabholkar 1997). Утверждение «Ваш ребенок не должен подвергаться стрессу» спорно даже в рамках концепции первооткрывателя стресса Ганса Селье, и сомнительное в связи с недавними открытиями доктора Келли Макгонигал ([ссылка-1]). Фраза «примерно к 8–10 месяцам синаптические связи достигнут пика, что обеспечит ему детальное зрение, какого нет ни у одного взрослого» неточна, поскольку количество синаптических связей прямо не отображает ни остроту зрения, ни качество восприятия. Замечание о том, что «погремушки можно вводить одну за другой и постепенно: вначале черно-белые, потому что вашему ребенку нравится кон¬траст» спорно, поскольку позитивные ощущения, а также фокусировку провоцируют цветные и яркие объекты. Это связано с тем, что в области наилучшего зрения, в фовеи есть колбочки (отвечают за цветное зрение), но отсутствуют палочки (отвечают за черно-белое зрение). Фовея обнаруживается в сетчатке младенцев уже на 22 неделе развития (A.E.Hendrickson, 1984).

Но поскольку данная книга не является докторской диссертацией, и предназначена не для академиков из ВАКа, а для родителей и педагогов, эти неточности ничуть не умаляют ее значимости. И конечно она относятся к тем книгам, которую мы так долго ждали: она способна подарить счастье осознанного родительства.

Вера Толченникова, кандидат биологических наук, научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности, биологического факультета, МГУ им.Ломоносова
картинка
29.04.2019 23:52:28, Knigi_detyam





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

23.08.2019 02:22:12

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!