Детское воровство: почему оно имеет место и как с ним бороться?

Моя подруга и коллега – психолог Юлия Царёва недавно подготовила очень любопытный, на мой взгляд, материал, которым хочу с вами поделиться. Тема деликатная, мало кто решается говорить об этом открыто, но сталкиваются многие. Итак: детское воровство, каковы его причины и как с ним быть.

– Знаете, – шепчет молодая мама, придвинувшись ко мне поближе, – ещё он у меня ворует, и я не знаю, что с этим делать.

Подобного рода жалобы встречаются в практике детского психолога нередко, причём как в работе с дошкольниками, так и с более старшими детьми.

В каждом возрасте причины детского воровства, так же как и способы его профилактики и коррекции, свои особые. Разобравшись с мотивами, которые движут малышом, взрослые сумеют, не прибегая к помощи специалистов, самостоятельно справиться с этой проблемой.

Впервые ребёнок сталкивается с тем, что мир разделен на своё пространство и чужое, довольно рано. Когда малыш рождается, он считает себя частью окружающего мира, не выделяя себя как отдельную личность. Весь доступный ему мир – это и есть он. Но буквально через несколько месяцев, когда он тянет ручки к привлекательной для него вещи, то слышит первое: «Нельзя!». Малышу ещё не понятно, почему ему нельзя то, что он хочет, он начинает плакать, просить, и родители, как правило, сдаются, идут на поводу у капризов ребенка, тем самым нарушая представление ребенка о границах его пространства. Немного подросший малыш, выйдя на прогулку, видит в руках у сверстника интересную игрушку и сразу начинает её отнимать, показывая, что он не различает, где своё, а где чужое. А дома из любопытства лезет в мамину сумку, в которой столько всего интересного. Родители редко запрещают детям такие поползновения, не понимая, что своим поведением поощряют его брать без спроса то, что ему не принадлежит.

Именно в таком способе воспитания часто кроется причина дошкольного воровства. У ребёнка до 6 лет ещё не развиты волевые качества характера, он знает, что чужое брать нельзя, но ему так сильно хочется, что он просто не может пройти мимо красивой вещи. К тому же неумение выражать свои желания, неуверенность в себе и несоблюдение личностных границ в семье усугубляют ситуацию.

Ребёнок более старшего возраста уже хорошо понимает, что он совершает серьёзный проступок, воруя какую-либо вещь или деньги, но и мотивы, которыми он руководствуется, гораздо сильнее простого желания поиграть. Можно выделить три основные движущие силы воровства школьника:
– отсутствие элементарного терпения в ситуации, когда ребёнку всегда всё позволено;
– желание обладать, быть собственником какой-то вещи в обратной ситуации – когда родители игнорируют желания ребенка;
– желание влиться в группу сверстников.

Ребёнок может совершить кражу импульсивно или заранее её спланировав, украсть незначительную вещь или большую сумму денег, рассказать или не рассказать об этом родителям, и каждый из этих случаев требует отдельного подхода. Но существуют также и общие рекомендации по «профилактике» таких случаев:

1. Не провоцируйте ребёнка. Если вы знаете о склонности вашего малыша брать чужое, не оставляйте его без присмотра рядом с чужими вещами, которые ему нравятся.
2. Не транслируйте ребёнку тревогу по поводу того, что ему нельзя доверять, так как он может что-либо украсть.
3. Если ребёнок спрашивает о последствиях воровства, не стоит сразу выпытывать у него, зачем ему это понадобилось. Постарайтесь спокойно ответить на его вопросы.
4. Всегда выслушивайте своего малыша, с пониманием относитесь к его желаниям, но не идите всё время у него на поводу.
5. Всегда в категоричной форме, твёрдо и уверенно пресекайте все попытки ребёнка взять то, что ему не принадлежит, даже найденную на улице игрушку.
6. Чувство одиночества, желание «заслужить» дружбу наличием какой-то значимой в детском сообществе вещи можно предотвратить, сохраняя с ребёнком дружеские отношения, проявляя внимание к его потребностям и доставляя ему удовольствие заслуженными подарками.
21.06.2011 16:51:40,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!