Как играть в танграм с детьми 4 лет

Название ТАНГРАМ – европейское, хотя сама игра была изобретена более четырех тысяч лет назад в Китае и называлась «чи чао ту», что в переводе означает умственная головоломка из семи частей. И сегодня она продолжает быть актуальной среди любителей загадок. Чем же так интересна эта игрушка? Возможно, вам удастся ответить на этот вопрос, разгадав загадку Танграма.

Самостоятельно изготовьте из цветного картона 7 геометрических элементов, из них:

- 5 треугольников (два больших, один средний и два маленьких);

- 1 квадрат;

- 1 параллелограмм.

Назначение:
Знакомство ребенка с геометрическими понятиями, включая математические, такие как часть и целое.
Развитие внимания, логического мышления и воображения.
Формирование эмоционально-волевых качеств ребенка, навыков конструирования.

Цель: сложить из отдельных элементов игрового пособия фигуру определенной формы.

Задачи:
Развивать наглядно-образное мышление ребенка.
Сформировать познавательный интерес, умения преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности.
Совершенствовать комбинаторные способности дошкольника.
Стимулировать основные каналы восприятия ребенка.
Основные принципы игры с головоломкой
Интерес ребенка к игре напрямую связан с заинтересованностью родителей. Поэтому в самом начале знакомства и первых игровых решений постарайтесь получать удовольствие от процесса совместной игры с ребенком в головоломку.
Играйте с ребенком, когда не только у вас, но и у него хорошее настроение.
Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
Создайте подходящую обстановку для занятий (в окружающей ребенка среде должны быть исключены все посторонние предметы, привлекающие его внимание).
Всегда заканчивайте занятия прежде, чем захочет этого ребенок (малыш всегда будет стремиться получить большее, оставляйте легкое «чувство голода», это усилит врожденную тягу к новым знаниям).
Не храните игровое пособие вместе с другими игрушками, иначе оно может стать скучным и неинтересным для ребенка .
Будьте последовательны. Сохраняйте режим занятий (дети очень быстро привыкают к режиму, они любят постоянство и порядок). Не стоит перегружать ребенка сложными заданиями. Помните, что ситуация интеллектуальной неудачи может оказаться эмоционально травмирующей.

Варианты игры:

Первый этап игры. Знакомство с головоломкой. Предложите ребенку внимательно рассмотреть 7 плоских геометрических фигур. Определите совместно с ним, как вы будете их называть. Например, так:

два больших равных треугольника два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один параллелограмм (для простоты будем называть его четырехугольником). Исходная фигура – большой квадрат.

Далее познакомьте ребенка с понятием «головоломка» и правилами игры с ней. Задача, которую можно поставить перед дошкольником следующая – нужно используя все семь частей, сложить фигурки конфетки, кораблика, ракеты. Фигуры должны тесно примыкать друг к другу, но не накладываться. При этом старайтесь четко произносить все названия всех используемых элементов игры, а также получаемые в результате фигуры. Пусть ребенок повторяет за вами – это значительно увеличит его словарный запас.

Время занятия: не более 10-15 минут.

Второй этап. Сложение фигур по картинкам. Предложите ребенку собрать их в теневом изображении.

Время занятий: от 15 до 25-30 минут.

Третий этап. Пишем графический диктант.

Правила написания диктантов.

От стартовой точки задаем направление линии (вверх, вниз, влево, вправо, по диагоналям) и размерность перемещения (в клеточках). В результате должен получиться рисунок (некоторое изображение) ломаной линией. Таким образом, ребенок сможет не только ориентироваться в пространстве, но и разовьет мелкую моторику руки.

Диктант №1: стартовая точка (справа вверху), вниз 6, влево вниз по диагонали 3, влево 6, вправо вверх по диагонали 1, влево вверх по диагонали 4, вправо вверх по диагонали 3, влево 3, вправо вверх по диагонали 3, вправо вниз по диагонали 3, влево вниз по диагонали 3, вправо 5, вправо вверх по диагонали 4. В итоге получается изображение гуся.

Ребенку предлагается составить из фигур танграма изображение гуся.

Диктант №2: Стартовая точка (слева вверху), вниз 4, вправо вниз по диагонали 2, влево вниз по диагонали 1, вниз 4, вправо вверх по диагонали 2, вниз 2, влево вниз по диагонали 3, вправо 6, вверх 1, вправо вверх по диагонали 4, влево вверх по диагонали 4, вниз 3,влево вверх по диагонали 3, вправо вверх по диагонали 1, вверх 4, влево вниз по диагонали 2. Соединить со стартовой точкой. Если все верно, то на картинке должна быть нарисована белочка.

Время занятий: от 15 минут.

Четвертый этап самостоятельного составления своих фигур. Правила те же.

Словарь терминов

изображения предметов

коробка

лестница

бантик

конфета

кораблик

ракета

изображения животных

лиса

кот

гусь

золотая рыбка

изображения геометрических фигур

квадрат

треугольник

равнобедренный треугольник

четырехугольник

параллелограмм

угол

изображения цифр

пять
16.01.2012 21:19:39, sonoshenko





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

23.10.2018 16:04:05

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!