Учить учиться - пять надпредметных программ

Курс «Обучение в диалоге – учить учиться» - это пять надпредметных программ: «Алфавит», «Работа со словарем», «Вдумчивое и осознанное чтение по абзацам», «Устная речь» и «Письменная речь». Они являются сопутствующими программами для успешной реализации технологии работы по методике Ривина: то есть чтение, углубленное чтение философской, педагогической, любой литературы.
Для этого нужно быть мастером чтения. Чтобы быть мастером чтения, нужно постоянно работать со словарем, чтобы работать со словарем, нужно очень хорошо знать алфавит, потому что первое препятствие на пути к словарю – это незнание алфавита. И дети боятся подходить к словарю потому что не знают алфавит. Большие словари, конечно, требуют великолепного его знания. Тогда со словарем работать будет легко, спокойно и комфортно.
И мы обнаружили, что дети до пятого класса знают алфавит, после пятого его забывают, и к десятому классу они вообще его не знают. И то, что они не хотят работать со словарем, потому что не знают алфавит – это 100%. При этом алфавит надо тренировать как с А до Я, так и с Я до А. Потому что иначе мы действительно не можем комфортно работать со словарем.
Мы сделали игру для изучения русского алфавита и игру для изучения английского алфавита. Очень приятная игра. Но у нас целая программа и в начальной школе, и в средней школе, и учителя постоянно тренируются, чтобы знать алфавит, его надо постоянно повторять. Он как-то все время забывается.
Дальше пошла работа со словарем. Здесь надо прояснить все значения непонятных слов. Алгоритм прояснения слова мы взяли из работы «Р3ководство по основам обучения» Л. Рона Хаббарда. Именго эта работа помогла нам в освоении работы со словарем. Это концепция как работать со словарем: прояснять все значение каждого слова, прояснять его этимологию.
Главная задача – глубокое, правильное понимание текста. Началась работа по абзацам, формировалось умение выделять ключевые слова. Это я взял из учебника по редактированию и сокращению текста Я.А. Микк «Оптимизация сложности учебного текста».
Это основные шаги работы с текстом: выделение ключевых слов, способствующих формулированию основной мысли абзаца, формулирование названия текста, исходя из основных мыслей абзацев, апперцепция, т.е. представление о том, что будет дальше, и представление о том, что было как-то связано с предыдущими смыслами, абзацами. Вот это основа программы «Вдумчивое и осознанное чтение по абзацам».
Потом «Устная речь». Конечно, надо уметь представить свои мысли коллегам, окружающим – да кому угодно. Это умение быстро, грамотно, эффективно, красочно донести свои мысли до слушателя. Но для того, чтобы их донести, надо быть как раз кратким, умелым, образным.
Ну и письменная речь, конечно. У нас одна из двух форм общения – это письмо, это умение грамотно составить письмо, тексты разных стилей и жанров. Это тоже упирается в умение читать. Как человек читает, так он и пишет. Сначала формулируется основная мысль, понимание слова, а затем развивается мысль и оформляется речь.
Этот курс «Обучение в диалоге – учить учиться», который состоит из пяти надпредметным программ, обслуживал и обслуживает наш постоянно действующий семинар для педагогов, где они сами осваивают эти программы. Внутришкольный семинар «Проблема общения» проводится два раза в неделю. Здесь каждый учитель учится читать медленно, т.е. учится выделять ключевые слова, формулировать основную мысль, учится не бояться словаря, любить его, хорошо знать алфавит.
06.11.2012 22:01:05, Владимир Иванович





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

18.08.2019 19:14:34

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!