Вот сижу я на занятии.Изо.Тема-эмоциональное (символическое) восприятие цвета.Воспитательница рассказывает про тучки,которые якобы плывут по небосклону.Одна была РАДОСТНАЯ,весёлая.Воспитательница тоном и мимикой изображает восторг-чудесная такая волшебная тучка. Тааак,дети,скажите,какого цвета была эта тучка?
Дети ...наугад- фиолетовая!...синяя!
В сложившуюся концепцию это не входит...синяя...вот не хватало.Воспитательница -говорит-а если подумать.
Дети,хотя их не обвинили в ошибке,почуяли.что не в тему и со скрипом шевелят мозгами.Воспитательница смотрит на меня -ей неловко,что дети не угадали(генеральный курс партии)...Кто-то робко говорит-белая.Воспитательница ждёт,дети предлагают-голубая.этот вариант воспитательница принимает с энтузиазмом...дети предлагают жёлтую и зелёную.Ладно или не ладно,но пора переходить к следующей -грустной и невесёлой тучке.Какого она цвета?...Дети,понявшие,что в предыдущем задании показали себя не очень,кричат-Красная!Синяя!
По всё видать,что народ очень старается верно угадать ну,и этим угодить воспитательнице.
Она опять смотрит мне в глаза,сокрушённо пожимает плечами и тихо говорит:серая.А что ей оставалось делать?По программе дети сами интуитивно должны бы догадаться,ан нет.Коллективное бессознательное на кривой не вывезло...А темы проходить НАДО.
Через неделю спрашиваю детей-какие цвета радости? они бойко -жёлтый,розовый!...
А-а-а...действительно,какая непосредственность восприятия,какая спонтанность...розовый!Кто бы подумал!Жёлтый...И впрямь.Какое живое и верное восприятие.И,главное,какое интуитивно-непредвзятое - залюбуешься.