Мама, мне скучно.

*** Тема анонсирована в конференции "Ребенок от 3 до 7"
Мама мне скучно! Знакомая фраза, не так ли? Причем вне зависимости от возраста ребенка. При этом трудно найти маму, которая не мечтает, чтобы ребенок играл и занимал себя сам. Только вот мы не всегда помним, что явление скуки необходимое условие для перехода на следующую стадию - стадию творческой игры и творческих занятий. Творчество начинается именно с вопроса «Чего бы мне хотелось?»
Замечу, что от природы человек очень любознателен. При правильно организованной среде маленький человечек с удовольствием осваивает и изучает незнакомый мир, используя все новые и новые внутренние и внешние средства. Вслед за физиологическим созреванием мозга, развиваются и новые уровни психических функций (внимания, восприятия, мышления), позволяющие овладевать социо-культурными достижениями человечества. Сначала это непроизвольные движения, далее эксперименты на основе действий (например, произвольное повторение знакомых движений с незнакомыми предметами), потом деятельность начинает строиться на основе формирующихся представлений и образов и далее абстрактных понятий.
Но по разным причинам эта любознательность может угасать.
Прежде всего, надо сказать, что если у ребенка недостаточно и часто не удовлетворяются его базовые потребности (физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, любви и уважении), то ему, разумеется, не до творчества. Деятельность ребенка нацелена на удовлетворение недостающей потребности или выстраивание защитных механизмов позволяющих избежать этой фрустрации.
Может возникнуть вопрос. И что если у ребенка не все так замечательно с нижними уровнями пирамиды потребностей он не будет ничего познавать и ни к чему стремиться? Будет конечно, более того, в том числе неудовлетворенность той или иной потребности и запускает экспериментирование со средой, но в этом случае вся познавательная активность будет ровно до тех пор, пока она не приведет к удовлетворению этой потребности. Однако, это не творчество ради творчества. Есть же разница в том, когда ребенок рассказывает стихотворение, чтобы мама похвалила, или ему понравилось необычное сравнение или метафора. А вот для того чтобы познавательная активность пошла дальше нужна передышка, остановка. Ребенок должен почувствовать некий вакуум, который ему захочется заполнить. И в первую очередь заполнить ее он предложит родителям.
Но, так случилось, что маме сейчас некогда, нет сил, желания и т.д. И тут спасение – современные технологии – телевизор и планшет. Человек значительную часть информации воспринимает через зрение. Поток неиссякаемой зрительной информации загружает мозг, однако только на восприятие, чтобы переработать это - нужно время и желание.
Сравните старые советские мультики и Дисней. У нас все медленно и печально: мало слов, длинные паузы, долгие любования на статичную картинку. Тут, хочешь или не хочешь, начинаешь думать о том, про что мультик то. А мелькание Диснея? Красиво, энергично. А когда зрелище кончается, уровень возбуждения зашкаливает, требуется торможение или разрядка. И тут - слезы, кувыркания, беготня, крики, но главное - требование новой дозы. Потому что это проще - мозг занят, а труда ни какого прилагать не нужно. Но не надо полагать, что выбор того, что ребенок смотрит или во что играет, решает проблему. Важно обеспечить потом переработку заглоченной информации. Как это можно сделать ? Обсуждение каждой порции. Если со школьником иногда достаточно обсудить фильм после, то с дошкольником нужно смотреть вместе. Однако если задача мамы была не переключить ребенка, а выключить, то совместный просмотр вроде как не совсем решает проблему. Поэтому можно сделать такие выводы: телевизор и компьютер хорошо справляются с задачей выключения ребенка, однако нужно помнить, что его придется включать, а сделать это будет крайне тяжело.
Другая ситуация. Родители очень ответственны, знают о вреде телевизора и хотят ребенку только хорошего. И ребенок еще полон природной любознательности, ему все интересно. Но мама считает, что лучше знает, что ребенку нужно. Там грязно, горячо, высоко, хрупко, а вот тут на развивающем коврике или за столом - самое то. И мама трясет погремушкой, жмет на кнопки, катает машинку, кормит куклу, собирает конструктор, показывает спектакль, покупает все новые и новые игрушки, отводит в сад и на развивающие занятия, в школу и к репетиторам. Ребенок опять (как и в предыдущем случае) получает кучу информации - он не успевает заскучать. Но теперь-то, казалось бы, вовлекаются все психические функции (за этим следят специально обученные люди – педагоги-психологи)! Это же здорово! Но ребенок тут тоже пассивен, не он выбирает, познание идет не за его интересом и не в том темпе и не в том объеме. А значит и внутреннее стремление гаснет. Ребенок привыкает к насыщенности среды, и ждет от нее все новой и новой информации. И получается человек потребляющий, а не человек создающий.
А что же делать? Ответ очевиден. Давать ребенку возможность поскучать.
продолжение следует...
30.03.2013 16:45:25, mothersway
угу мои создающие) вот только пришла а у Вити очередной Фигвам)))) из палатки детской, кучи подушек, санки, пара табуретов и стульчик))))
А вообще( я всегда об этом твержу!) лучшее лекарство от скучающе-ноющего споногрызика - брат или сестра!
30.03.2013 22:37:17, Свет-ОК
+1 и моя cоздающая.Сегодня вечером создала машинку на пульте управления.Машинка была маленькая обычная ,а пульт управления нарисован на бумаге, с кнопками и под каждой кнопкой короткая инструкция -фправо,паварот,влево,и т п ит д .Сама нажимала кнопки и сама же исполняла команды. 31.03.2013 00:43:39, Skripka
Ирин, какая она у тебя умничка - уж пишет сама! мой балдабалдой))))) но подобную машинку тоже как то создавал) Мало того сам был подобной машинкой а мне был вручен пульт, я должна была его "направлять", а так как право-лево у нас до сих пор....ммммм.... ну немного путается) то прикольно было) 31.03.2013 09:40:02, Свет-ОК
.Прикольно так -сам машинка.Это так классно,когда дети фантазирут и создают что-то сами.Не перестаю удивляться их выдумкам.
У нас право-лево на катке отдресировали.У них там еще в прошлом году выгоняли тех кто путался
31.03.2013 11:46:46, Skripka
мы так на улице играли в том году, когда еще было тепло и не было курток. Дети были машинами и играли в гонки, а мы были "пит-стопами и командами механиков" - починить, заправить, колесо подкрутить, ну и т.д. 01.04.2013 08:36:49, margass
моя так мобильные телефоны мастерит из бумаги
:)
31.03.2013 13:41:58, Birke
Ага точно .У Соньки тоже периодически такие мастерятся.И еще книжки сама делает.Напишет там что-то и картинки на каждой странице.Классно так. 31.03.2013 15:28:41, Skripka
согласна, на первом месте самостоятельных игр это строительство.Обычно этим занимется моя старшая 7 лет , нона днях свершилось чудо дом построил мой 3,5 летний сын. Это конечно обучение от старшей. 31.03.2013 10:12:19, mothersway





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

17.10.2018 00:57:19

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!