Статья дня
Bauskas iela 58A - 7 Rīga, LV-1004

Наша эволюция книгочтения от 0 до 5 лет.

Читать мы любим! Читать люблю в первую очередь я – мама. Поэтому и стараюсь привить любовь (пусть слишком высокопарно это звучит, но действительно ЛЮБОВЬ) к книгам.
В каком возрасте мы прочитали первую книжку с Максимкой, не помню. Первыми «книжками», если из так можно назвать, были самодельные карточки на листе формата А5 (половина альбомного листа) - изображение какого-то предмета или животного (их вырезала из журналов или рисовала сама) и печатными красными буквами – название того, что изображено. Эти карточки мы разглядывали, озвучивали, сидя у мамы на коленях, или «путешествуя» на маминых руках по квартире (эти карточки были развешаны по стенам). Вот таким было наше первое чтение.
Потом у нас стали появляться книжки с толстыми страничками. Сначала книжки с потешками, потом со стихами про животных. На страничках таких книг картинки занимают большую часть листа. Чтение этих книжек у нас сопровождалось разглядыванием картинок, обсуждение их, подражанием звукам изображенных животных.
Новая книжка для нас и была и есть – праздник. Мы усаживались вместе. Сначала читаем, а потом вдоволь разглядываем картинки.
Читать стараюсь «по ролям», меняя тембр, интонацию. Ребенку это и сейчас нравится. Сейчас он и сам сочиняет сказки, в которых «перепутываются» герои из разных сказок. Все они в его исполнении говорят эмоционально.
Самыми любимыми книжками с толстыми страничками у нас были книжки со стихами про машины. Некоторые из них с подвижными глазками и колесами. Позже мы все эти стихи выучили.
Куда бы мы ни пошли или поехали в поликлинику ли или в гости, всегда у нас в рюкзачке, помимо машинки, фломастеров, блокнотика, еще и книжка, которую Максимка выбирает сам. Это у нас «походный набор».
Потом пошли в ход книжки с толстыми страничками с русскими народными сказками.
Все книжки с толстыми страничками были в свободном доступе для Максима. С помощью них мы учились бережно обращаться с книгами. Мама заклеивая книжку, говорила о том, что книжке больно, что так делать нельзя и т.д.
Эпоха книжек с толстыми страничками у нас закончилась где-то между 3-мя – 4-мя годами. Они прибраны и ждут своего часа. Хотя книжки про машины все еще стоят на полке. И Максимка нет-нет, да и листает их снова.
Книжки с тоненькими страничками мы читали только вместе. Они не были в легком доступе для Максимки. Все эти книжки переместились на Максимкины полочки для книжек где-то к его 4-м годам. В этом возрасте он с ними обращался достаточно бережно.
Обязательно читаем перед сном. После ванной забираемся под одеяло на «мамину-папину» кровать. У Максимки – кружка с горячим молоком. У мамы – книжка. Иногда послушать к нам присоединяется и папа.
Читаем мы и в течение дня. Перед ежедневными занятиями – сначала читаем книжку (мама читает). А после читает Максим. Для последнего куплена специальная книжка для обучения чтению (все слова разделены на слоги). Честно признаться, Максимка больше любит, когда мама читает, чем читать самому. И читаем мы пока плоховато.
Сказки, бывает, попадаются длинные. Читаем по главе за один сеанс. Но сеансов за день бывает несколько. Перед чтением следующей главы вспоминаем, о чем читали в последний раз.
Какие-то книжки у нас еще из моего детства, приобретенные моими родителями еще и до моего рождения (у меня старшая сестра). Они хранятся у нас особенно бережно. Максимка знает, что эти книжки мама читала, когда была маленькая.
Есть и книжки типа 3-Д, с объемными и подвижными деталями. Они очень забавляют Максимку. Ведь это здорово: мама читает о том, что Машенька потянула за дверь избушки медведя, а Максимка в это время приводит слова в действие и Машенька действительно открывает дверь.
Покупаем мы новые книжки, не переставая, по мере взросления Максимки. Если округлить, то книжки две в месяц покупаем. Прочитав новую сказку, рисуем кого-нибудь из понравившихся героев. Нравятся не всегда главные и не всегда положительные. Если в тексте встречаются понравившиеся стихи – разучиваем их.
Начиная читать новую книги или ту, что уже читали, запоминаем название книги и автора.
Сейчас осваиваем электронные книги. Опять же сидя у мамы на коленях, но теперь перед компьютером. Но от традиционного чтения настоящей живой книги, особенно перед сном, перед отправлением в сказочный сонный мир, мы еще не планируем отказываться.
Сейчас нам 5 лет и в нашем «рационе» русские народные сказки; авторские сказки русских и зарубежных авторов, старые и современные; рассказы о животных; детские энциклопедии; познавательные сказки и рассказы для детей; аудиосказки; электронные книги.
Сегодня мы дочитали сказку «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова. Читали первый раз. А завтра будем читать книжку, которую читали, может, уже и не раз. Заждалась она нас на полочке. Все книжки мы периодически перечитываем. Поэтому, как и когда-то, у нас есть любимые книги. Их ни одна-две, их много! Одна из них – энциклопедия про машины. Ее можно увидеть в любом месте квартиры: и на кровати, и на диване, и на полу, и в ванной. Потому что читать можно и нужно везде, где это удобно и позволяют условия. Вместе мы можем разглядывать и читать книжку, лежа на полу.
Как к чтению детских сказок отношусь я сама: мне это доставляет огромное удовольствие. Я заново перечитываю сказки из своего детства и сказки новых авторов. Бывает и так, что я забываю, что читаю ребенку, а не себе, до такой степени погружаешься в сказку.
К слову будет сказать, что Максимка – обычный ребенок. У него нет особых талантов к чему-либо. Поэтому мой рассказ, может быть, будет интересен родителям обычных детей, а не гениев и талантов. Ведь семейное чтение – это не великое действо, подвиг, - это обычное повседневное занятие для любого, для всех детей. Для детей, которых любят, т.е. для наших детей. Равнодушные родители, навряд ли, будут читать статьи на такие темы.
05.07.2012 23:03:28

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!