Статья дня

Самостоятельность в бытовых навыках (дети 2-4 лет) (продолжение)

Теперь перейдём к одеванию. Как известно, уметь что-нибудь вовсе не означает любить это делать (некоторые люди даже скрывают свои умения, если не хотят, чтобы другие использовали этот их навык себе на пользу). И к детскому одеванию это относится в полной мере. Давайте посмотрим, что получают дети, когда одеваются сами:
1) чувство, что "я крут, я безмерно крут, я могу";
2) возможность самому регулировать комфорт (жарко - надену шапку попозже, перед выходом);
3) возможность быстрее собраться (что в указанном возрасте они вряд ли осознают).
Что они получают, когда их одевают другие:
1) им легче физически;
2) им - ура! - уделяют внимание (что бывает особенно важно, когда ребёнку почему-то хочется его побольше, - вот примерно как на картинке, подпись гласит: "Если я правильно лег, значит, мне сейчас принесут бутылочку с молоком");
3) телесный контакт (к которому дети этого возраста очень чувствительны).
Так что, проанализировав эти моменты, можно предположить, что нежелание ребёнка одеваться самостоятельно может быть связано просто с его желанием лишний раз прижаться ко взрослому, лишний раз почувствовать себя защищённым, маленьким, любимым. Всегда ли стоит лишать ребёнка этого ощущения ради того, чтобы он строго соответствовал возрастным нормам? На мой взгляд, тут всё опять же зависит от состояния здоровья ребёнка, как было указано выше: кого нужно тянуть - тянем изо всех сил (завлекаем играми, песнями, заставляем и пр.), остальным можно дать и послабление. У меня один из детей был очень зависимым от телесного контакта. До 5 лет я его одевала и раздевала. Практически ровно в 5 лет он начал сам одеваться и раздеваться, начал мыться без меня (стал стесняться женского присутствия в ванной). Как-то я попыталась побыстрее одеть его в детском саду, но моя попытка нарвалась на молчаливый, но категорический отпор.
По моим наблюдениям, проще всего управлять процессом обучения с помощью фактора "я крут, я безмерно крут, я могу". Если проводить с ребёнком достаточно времени, то всегда можно отследить момент, когда он захочет повторить какое-либо действие взрослого. Это касается и одевания. И тут нужно не зевать. Малейшая попытка ребёнка до года натянуть себе криво-косо шапку на пол-уха вполне заслуживает ощутимой похвалы, такой, чтобы ребёнок её услышал и понял, что сделал что-то хорошее. И он будет пытаться повторить это действие (для этого, конечно, шапка должна периодически быть в доступе, это в обычной жизни и так случается, если сразу не убирать шапки при их появлении в сфере досягаемости). Понятно, что шапка будет ещё и опробована на зуб, но, думаю, в случае с шапкой в этом нет ничего страшного, мы же не вытащили её только что из мусорного ведра. Так же постепенно будут изучены и другие предметы одежды (конечно, ботинки и комбинезон после песочницы облизывать не стоит). Главное тут - не торопиться. Постепенно, по шагу, в те моменты, когда нам будет казаться, что месяцами мы не видим никакого прогресса, в голове ребёнка будет происходить незаметная снаружи, но очень важная работа. И ближе к 2м годам, а то и раньше, он схватит свой комбинезон и потащит его куда-нибудь в комнату. Пусть повозит (если одежда не только что из лужи или из ещё какого грязного места), пусть изучит, пусть посмотрит на фурнитуру. Пусть сделает это много-много раз, пусть САМ разработает СВОЙ подход к предмету. После 2х лет, ближе к 3м (у всех по-разному), интерес может вызвать расстёгивание-застёгивание молний, кнопок на одежде, прочих застёжек. К сожалению, не тогда, когда нам этого хочется. А в тот момент, когда так и хочется убрать шаловливые ручонки от молнии комбинезона, за который заплачены немалые деньги. Но тут уж нужно что-нибудь придумать. В общем, ребёнок должен полностью, целиком и самостоятельно изучить предмет, с которым ему предстоит взаимодействовать. И тогда, вероятно (100%-ной гарантии здесь никто дать не может), однажды годам к 3-4м, а то и раньше, мы сможем вполне себе лицезреть ребёнка, решительно снимающего с себя одежду после прогулки по собственной инициативе. Сначала редко, а потом всё чаще и чаще. И нужно будет хвалить за каждую попытку расстегнуть непослушную молнию. И если ребёнок дальше не захочет сам раздеваться, то лучше помочь ему, чтобы маленький хитрец не осознал, что новые навыки приводят к возникновению новых обязанностей. Лучше усыпить его бдительность, пусть считает, что он раздевается сам потому, что это нужно лично ему. С одеванием всё то же самое, но это более сложный процесс, поэтому и возрастной период, когда ребёнку уже желательно овладеть этим навыком, будет другой.
Вот, наверное, и всё, что я могу сообщить по этой теме, не делая запись совсем длинной. Спасибо тому, кто дочитал))).
картинка
20.02.2016 18:47:45,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Замечательно. И слог очень понравился и то, что называется "житейская мудрость". 27.04.2016 19:38:15, КленовыйЛис
Замечательно. И слог очень понравился и то, что называется "житейская мудрость". 27.04.2016 19:38:26, КленовыйЛис
Замечательно. И слог очень понравился и то, что называется "житейская мудрость". 27.04.2016 23:27:21, КленовыйЛис
Замечательно. И слог очень понравился и то, что называется "житейская мудрость". 27.04.2016 23:27:23, КленовыйЛис
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!