Читаем вместе с сыном

Читать старшему сына я начала, когда ему было меньше года. Совсем не уверена, что он понимал что-то из прочитанного, но удовольствие от процесса совместного чтения получал уже тогда. Мы читали короткие стишки Агнии Барто, народные потешки про козу и про то, как «вышел зайчик погулять». Книжки я покупала большого формата, яркие, с красивыми, привлекательными картинками. Очень скоро Андрюшка стал произносить вместе со мной последние слоги стишков, а к 2 годам знал уже около 20 таких стишков и с огромным артистизмом рассказывал их близким членам семьи, изображая, как качается бычок и как «наша Таня громко плачет»…
Я честно пытаюсь вспомнить, когда и каким образом в нашем доме появилась книга Корнея Чуковского "Любимые стихи". Ничего не получается. Это не помешало ей тихонько протиснуться в нашу с Андрюхой привычную жизнь и прочно в ней закрепиться.
В книге собраны все самые известные стихи Чуковского - "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", "Бармалей", "Тараканище" и другие. Сначала сын рассматривал картинки, пока я ему читала. Оформление книги прекрасное - картинки яркие, крупные, понятные и забавные. Постепенно он стал обращать внимание на сами стихи - и наступил этап, когда мы снова, и снова, и снова, и снова перечитывали одно и то же стихотворение. Неудивительно, что поступив в детский сад, мой сын поражал воспитателей длиннющими выдержками из самых им любимых "Мухи-Цокотухи" и "Мойдодыра"! Скоро наступило время, когда читать мне уже было не нужно - достаточно было начинать строчку, и Андрюха продолжал до самого конца четверостишия, а то и всей строфы!
Конечно, не только текст стихов его интересовал: зачастую во время чтения он останавливал меня, чтобы спросить о том, что ему непонятно ("А где это - Африка?"); возмутиться тем, что ему не понравилось ("Как можно так испачкаться, чтобы даже брюки от тебя убежали?!"); изречь глубокомысленную мораль ("Вот видишь, мама, посуду надо каждый день мыть – а то убежит!") или порадоваться хорошему концу ("Какой смелый этот воробей - не испугался Тараканище, как все остальные!").
Только благодаря этой замечательной книге Андрюшка смог избавиться от страха перед врачами и больницами. Так уж получилось, что мой сын родился немного недоношенным и в первый год жизни много болел: многочисленные приемы у разных врачей, уколы, лекарства, процедуры... Тут и взрослый человек взвоет! А уж Андрюха просто возненавидел больницы, и посещение врача - даже профилактические осмотры - стали для него пыткой, а для меня нервотрепкой. Тогда я взяла любимую книгу моего малыша, и весь следующий месяц мы с ним читали «Айболита» - я поясняла ему непонятные слова, объясняла, разъясняла, показывала на примерах. В результате, сын сделал вывод, что доктор – хороший, и если делает больно – то только для того, чтобы пациент был здоровее. На следующем приеме Андрюха поразил нашего участкового педиатра непоколебимым спокойствием во время осмотра и – недовольством, что его дыхание мало слушали!
Книгу эту мы уже некоторое время не читаем. Сын ее перерос. Но недавно у Андрюхи появился младший братик Никита. И, прибирая как-то книжную полку, сын сказал мне: «Мама, давай как-нибудь почитаем «Мойдодыра», я его что-то подзабыл. Как же я буду рассказывать его Никите?»
После 3 лет Андрюшка пристрастился к просмотру мультфильмов. Дети учатся быстро, а запретный плод сладок. Так что стоило только отвернуться – как он уж сидел на диване и смотрел какую-нибудь ерунду (да простят меня поклонники бакуганов!). Пришлось идти на хитрость. Мы с мужем нашли для него мультфильмы «Трое из Простоквашино» и «Бременские музыканты», разрешили их посмотреть. Сыну эти замечательные мультфильмы очень понравились. Но когда он в следующий раз попросил их включить – я предложила ему почитать книжки с такими же названиями (ими мы тоже заранее запаслись).
Читали весело, с удовольствием, сразу же проводя параллели с любимым мультфильмом. Картинки в нашей книге были отличные - яркие, крупные. И точно как в мультфильмах.
Брались за раз только за одну главу. После прочтения я просила сына рассказать, что он запомнил (просто часто его настолько затягивает процесс прочтения и разная внешняя атрибутика, типа разглядывания картинок и перелистывания страниц, что потом он смысла текста вспомнить не может :))). Обсуждали, кто прав, кто виноват.
Обе книги с тех пор прочитаны были еще не раз. Мы не только читаем книги, но и поем песенки бременских музыкантов (когда они в мультфильмах там по сюжету поют), ищем мелкие различия между мультфильмом «Трое из Простоквашино» и книгой Эдуарда Успенского.
Книги, интересные сыну, «растут» вместе с ним. Последние полгода мы читаем в основном энциклопедии – «Первая энциклопедия малыша» и «Энциклопедия современной техники». Уж чего только я в своей жизни не читала, но энциклопедии меня никогда не интересовали!.. Что ж, теперь читаю и их. И ведь нравится! Нравится узнавать что-то новое, что я бы никогда не узнала, если бы не сын…
Наши бабушка и дедушка по-прежнему читают Андрюше сказки – коллекция осталась еще с «моих» времен. Каких только сказок у них нет – старинные, современные, сказки народов мира… И я только радуюсь, что сын проявляет к ним интерес, ведь именно в детстве важно поверить, что мир устроен правильно; и в конце концов все проблемы решатся, правда и положительный герой восторжествуют, в общем - все будет хорошо!
Другая Андрюшина бабушка, учитель биологии, читает ему книги по ботанике, зоологии, анатомии. И эти книги ему тоже интересны! Дети не решают - пригодится, не пригодится; надо, не надо; понравится, не понравится… Они интересуются ВСЕМ, и так оно и должно быть.
Сложно сказать, каким образом мы отбираем книги для чтения Андрюше, но я бы сформулировала так. Книга должна быть:
- доброй;
- красивой, с яркими, привлекательными картинками (просто Андрюшка - визуал, он лучше запоминает информацию, если она наглядна);
- полезной – но это условно, т.к. о полезности у всех представления разные, да и кто может заранее предсказать, какая информация в жизни пригодится, а какая нет?
А еще очень важно – чтобы книга нравилась самому читающему. Ведь ребенку нужна искренность, он должен видеть, что ему не делают одолжения, читая что-то; что мама или папа сами получают удовольствие от чтения.
Будем надеяться, наш пример вдохновит Андрюшку читать книги не только ради «пятерок» в школе. Он уже вовсю учится читать – и хоть это дается ему пока нелегко, с нетерпением ждет, когда сможет читать хотя бы простые, маленькие стишки своему младшему брату Никитке.
31.07.2012 13:35:59, Solnyshko14
Реклама





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

18.12.2017 04:17:00

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!