Книги на втором году жизни (продолжение)

Я люблю Андерсена. Дюймовочку она смотрит в старой книжке с иллюстрациями Б. Дехтерева, и ещё я купила (признаюсь, из-за удивительной красоты растений) книгу с иллюстрациями Б. Ибатуллина. Не знаю уж, что из краткого пересказа она понимает, но картинки смотрит. Сюжет другой сказки – «Гадкий утёнок» (шедевр иллюстратора Антона Ломакина) я и не пыталась пересказывать. Любимая страница – с купанием утят – когда половина утёнка над водой, половина под водой: «Они ныряют…». На днях она изобразила, как кланяются утята («Жили у бабуси два весёлых гуся…» с самого начала любимо и знакомо).
Через какое-то время, примерно в полтора года, акцент сместился с называния на сюжет и свойства. Тогда-то и стали возможными сказки. Теремок – интерактивная книжка с магнитиками – пришлась ко двору в год и 5 месяцев. Она слушала короткий пересказ, «скакала» фигурками, стучала в терем. Месяц или два это было излюбленным занятием, только мама знай собирай раскиданные фигурки и следи, чтобы они не затерялись…
Тогда же я стала подбирать сказки для пересказа. Волк и семеро козлят, Теремок, Репка, Курочка ряба, Кот, петух и лиса, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Дюймовочка, Мужик и медведь. Чуть попозже (1 год и 10 мес.) приобрела книгу В. Бианки «Лис и мышонок» с иллюстрациями Юрия Васнецова. Это гениальная книга, свидетельствую: поначалу, когда заканчивались рисунки на страницах, Алинка аж плакала (аналогично бывает лишь с окончанием мультфильмов), но там на задней странице обложки ещё рисуночек норки со следами, она успокаивалась – и мы читали книгу заново.
Одновременно заинтересовалась книгами В. Сутеева. Многое я приносила из библиотеки, но вот любимыми были только наши собственные: тоненькие книжки «Мешок яблок», «Кот-рыболов», «Ёлка». В таком возрасте, видимо, проще, если в книжке одно произведение. В толстых книгах пролистывание и перескакивание с одной сказки на другую отвлекает и сбивает с толку. Недавно купила небольшую книгу с полудюжиной его сказок. Понемножку заинтересовалась «Цыплёнком и утёнком» – первым рассказом в книжке. Возможно, придётся покупать, но позже. Такие книги должны быть своими, чтобы бесконечно к ним возвращаться.
Интерактивных книг мало, может, и зря. В период начального называния (1 год и 3 мес.) у нас появилась прекрасно изданная книжка со стихами Г. Сапгира «Загадки с грядки» с окошечками, прикрывающими овощи. Замечательная идея, не надоедает открывать окошечки очень долго. А ещё же можно и стихи-загадки читать, но это позже. А вот разрекламированная Эрика Карла «Очень голодная гусеница» пока восторгов не вызывает. Луна, бабочка, дырочки, по которым шнурок лазает – это опробовали, да что-то не то. Может, позже? Я сравниваю её с «Лисом и мышонком» – в пользу Бианки/Васнецова, конечно…
Мамино чтение стихов вслух пришло в 1 год и 8-9 месяцев. Я вздохнула свободнее. Пойдем читать стихи? – С радостью! Слушает выборочно, видимо, ритмика ей важна и эмоции. С помощью стихов в 1 год и 10 месяцев решили проблему с укладыванием спать днем и на ночь: не хочешь ложиться? – не надо, я тебе стихи почитаю. Когда начинаю читать, часто сама ложится, остаётся только тихо свернуть чтение и уйти. Если нет, то, закончив стих, говорю: «Почитали? А теперь пора спать»…Одно время я упорно ей прививала одно произведение – «Мартышкин дом» Б. Заходера. Потом меня стало подташнивать от ежедневного чтения одного и того же. Я нашла «Вечернюю сказку» И. Токмаковой, позже – «Тихую сказку» С. Маршака. Новое вводится постепенно, по чуть-чуть.… Каждое новое произведение я днём в течение 3-5 дней подчитываю ей, даже против её воли. А потом можно и перед сном читать с успехом и удовольствием.
Долгое время новые книги игнорировались в принципе, перелом наступил в 1 год и 8 месяцев. Теперь она из предложенных книг часто выбирает не старую, зачитанную, а новую, либо долго где-то лежавшую и не попадавшуюся на глаза. В год и 10 месяцев – появились любимые стихи в сборниках. Она стала раскрывать книжку на нужном ей стихотворении и совать книгу мне, мол, прочти. Радость написана на лице. Я с изумлением стала замечать, что она иногда просит почитать не только особо полюбившиеся стихи, как раньше, а что-то новое, почти нами и не читанное. И, чувствую, скорость освоения книг, а также стихов в книгах, увеличивается. Без библиотеки никуда…
«Книги-несказки» – это книги, содержащие чёткие реалистичные картинки на сюжеты повседневной жизни, окружающей малыша. У нас есть две тоненькие книжки: про режим дня «Настя и Дуся» (автор – Т. Рожкова) и адаптацию к садику «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» (автор – К. Овсепян). Смотрит с интересом, и мне легко какие-то вещи ей разъяснять. Недавно приобрела две толстенькие книги несказок – «Истории про меня» Дарьи Колдиной и «Времена года» (автора так и не нашла). В первой книжке постепенно появляются узнаваемые ситуации – кормление голубей, горячие пирожки, магазин. Во второй – лето, овощи, фрукты, лес, речка, детская площадка, домашние животные. Думаю, перспектива у этих книг есть (написано, что для 2-4 лет). Социализация идёт полным ходом, сейчас привыкаем ходить в садик.
Через три недели Алине исполняется два года.

Про нашу умницу и красавицу в Доме ребенка предполагали, что ей может грозить умственная отсталость из-за пьянства её матери. С речью пока весьма слабо. Но по другим параметрам развития она приблизилась к своему возрасту.
03.08.2012 13:54:31, Gorbushca
Реклама





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

18.12.2017 07:48:53

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!