Москва изначально складывалась как многонациональный город.

Об этом свидетельствуют сами названия московских улиц, по которым можно попробовать воссоздать национальный состав давней Москвы. Среди жителей Москвы, кроме русских, издревле были греки, литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера, из Поволжья и многие другие.

Греки были в числе первых иностранцев, поселившихся в Москве. Название Никольской улицы пошло от греческого монастыря св. Николая, известного в Москве с XIV в. Греков – или, как их тогда звали, гречинов, - было так много, что их поселение занимало большую территорию между улицами Никольская и Ильинка. Позднее на ней поселились поляки. О них здесь напоминает название Старопанский переулок. В XVII в. упоминается целая греческая слобода за р. Яузой вокруг церкви Николы на Ямах. Теперь проходящая там улица носит название Николоямской. Многие московские греки были священниками, и греческий язык был распространен среди русского православного духовенства. Однако большинство греков составляли ремесленники и торговые люди. Греческие живописцы писали фрески и иконы для храмов Московского Кремля – назовем хотя бы знаменитого Феофана Грека, чьи иконы и поныне украшают иконостас Благовещенского собора.

Греки занимались переводом греческих книг на русский язык, а в XV в. в Москве появились купцы и разные мастера из населенной греками и итальянцами генуэзской колонии Сурож (нынешний Судак) в Крыму – их так собирательно и называли «сурожане». Сурожские «гости» (купцы) имели целый торговый ряд на Красной площади – сурожский, где торговали привезенными с юга товарами (дорогими тканями и пр.). Сурожане прибывали в Москву по Дону и Оке, были хорошими проводниками. Неудивительно, что итальянцы из Сурожа братья Михаил и Дементий Саларевы сопровождали Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Одновременно с греками в Москве появилось много итальянцев и прямо из самой Италии – венецианцев, генуэзцев, их называли фрягами или фрязинами. Многие из них работали как ремесленники-ювелиры, строители каменных зданий и крепостных стен, пушечные мастера. Разбогатев, они покупали земли в окрестностях Москвы, и память о них до сих пор жива в подмосковных названиях Фрязино, Фрязево, Фряново.

Литовцы и поляки появились в Москве в составе дружин литовских князей, приезжавших служить великим князьям Московским. Много выходцев из Польско-Литовского государства осталось в Москве после событий Смутного времени начала XVII в.

Ближе к концу XVII столетия в Москве возникла Мещанская (или Новомещанская) слобода. Она получила свое название от заселявших ее поляков и выходцев из разных польских городов – белорусов, литовцев, украинцев. Жители польских городов тогда именовались по-русски мещане («местчане», «месчане» от польского «място» - город). После долгой войны с Польшей в царствование Алексея Михайловича многие поляки переехали жить в Москву, некоторые остались после плена. Тогда слобода и получила название Мещанской.

Грузинская слобода образовалась в русской столице в начале XVIII вв. В 1729 г. выехавший в Россию грузинский царь Вахтанг VI получил от молодого русского царя Петра II село Воскресенское под Москвой, которое стало ядром известной впоследствии слободы Грузины. О ней поныне напоминают названия Большая, Малая Грузинские улицы в районе Пресни.

Постоянная колония армян появилась в Москве в XV в. в окрестностях церкви Николы в Столпах. Теперь это место — Армянский переулок. В конце XVIII в. здесь была возведена армянская церковь. А в XVII в. в русской столице поселилась богатая армянская семья Лазаревых. На их средства неподалеку от храма был открыт известный Лазаревский институт. В его здании теперь помещается посольство Республики Армения в России.

При Иване Грозном, в XVI в., за Яузой возникла так называемая Немецкая слобода. Здесь стали селиться шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы, выходцы из Германии и др. Всех их тогда русские именовали «немцами» (т.е. немыми, не говорящими по-русски). Разоренная в Смутное время Немецкая слобода затем возродилась вновь. Позже за слободой закрепилось название Лефортово, ведь имение любимца Петра I швейцарца Франца Лефорта располагалось тут неподалеку.

Еще отец Петра Великого царь Алексей Михайлович стал переселять всех иностранцев, живших в Москве, в Немецкую слободу. Тогда здесь обитали иноземные доктора, купцы, заводчики, посланники, офицеры, ремесленники. У иностранцев были в слободе и свои молитвенные дома – к примеру, у лютеран кирхи (существовали в разное время старая и новая кирхи). Как здесь не вспомнить московские названия Посланников переулок, Аптекарский, Старокирочный, Новокирочный переулки.

О пребывании с XVII в. в Москве украинцев («хохлов» в старом московском наречии) говорят такие названия, как Маросейка (искаженное от «Малороссейка»), где жили выходцы из Малороссии (Украины), Верхняя и Нижняя Хохловка, Хохловский переулок. Тогда же на Маросейке возникло Малороссийское подворье, где жили официальные представители и другие жители Украины.

Знаменитое московское название Арбат тоже иноземного происхождения. Оно восходит к арабскому слову «рабад», означавшего «пригород», «предместье». Ученые до сих пор спорят, какими путями оно попало в Москву, но ясно, что оно пришло либо через золотоордынских татар, либо от торговцев с Востока, либо от крымских татар.

Нет прямых свидетельств о времени появления в Москве «татар», «бесермен» (басурман, т.е. мусульман). Есть предание, что Чудов монастырь в Кремле был основан в XV в. на месте татарского двора, где якобы жили баскаки – официальные сборщики дани в Золотую Орду с русских земель. Главная дорога в Орду шла на юг от Москвы-реки. Те, кто ездил в Орду с грамотами от великого князя, переводчики-толмачи, торговцы селились в Замоскворечье. Отсюда названия Ордынка, Толмачевские переулки, Татарские улицы.

На Крымском дворе в Замоскворечье останавливались посольства от крымских ханов, а отсюда – Крымский вал.

Таким образом, Москва издавна, будучи центром Русского государства, стала превращаться в многонациональным город.
картинка
14.04.2014 05:59:12,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!