Об этом свидетельствуют сами названия московских улиц, по которым можно попробовать воссоздать национальный состав давней Москвы. Среди жителей Москвы, кроме русских, издревле были греки, литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера, из Поволжья и многие другие.
Греки были в числе первых иностранцев, поселившихся в Москве. Название Никольской улицы пошло от греческого монастыря св. Николая, известного в Москве с XIV в. Греков – или, как их тогда звали, гречинов, - было так много, что их поселение занимало большую территорию между улицами Никольская и Ильинка. Позднее на ней поселились поляки. О них здесь напоминает название Старопанский переулок. В XVII в. упоминается целая греческая слобода за р. Яузой вокруг церкви Николы на Ямах. Теперь проходящая там улица носит название Николоямской. Многие московские греки были священниками, и греческий язык был распространен среди русского православного духовенства. Однако большинство греков составляли ремесленники и торговые люди. Греческие живописцы писали фрески и иконы для храмов Московского Кремля – назовем хотя бы знаменитого Феофана Грека, чьи иконы и поныне украшают иконостас Благовещенского собора.
Греки занимались переводом греческих книг на русский язык, а в XV в. в Москве появились купцы и разные мастера из населенной греками и итальянцами генуэзской колонии Сурож (нынешний Судак) в Крыму – их так собирательно и называли «сурожане». Сурожские «гости» (купцы) имели целый торговый ряд на Красной площади – сурожский, где торговали привезенными с юга товарами (дорогими тканями и пр.). Сурожане прибывали в Москву по Дону и Оке, были хорошими проводниками. Неудивительно, что итальянцы из Сурожа братья Михаил и Дементий Саларевы сопровождали Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Одновременно с греками в Москве появилось много итальянцев и прямо из самой Италии – венецианцев, генуэзцев, их называли фрягами или фрязинами. Многие из них работали как ремесленники-ювелиры, строители каменных зданий и крепостных стен, пушечные мастера. Разбогатев, они покупали земли в окрестностях Москвы, и память о них до сих пор жива в подмосковных названиях Фрязино, Фрязево, Фряново.
Литовцы и поляки появились в Москве в составе дружин литовских князей, приезжавших служить великим князьям Московским. Много выходцев из Польско-Литовского государства осталось в Москве после событий Смутного времени начала XVII в.
Ближе к концу XVII столетия в Москве возникла Мещанская (или Новомещанская) слобода. Она получила свое название от заселявших ее поляков и выходцев из разных польских городов – белорусов, литовцев, украинцев. Жители польских городов тогда именовались по-русски мещане («местчане», «месчане» от польского «място» - город). После долгой войны с Польшей в царствование Алексея Михайловича многие поляки переехали жить в Москву, некоторые остались после плена. Тогда слобода и получила название Мещанской.
Грузинская слобода образовалась в русской столице в начале XVIII вв. В 1729 г. выехавший в Россию грузинский царь Вахтанг VI получил от молодого русского царя Петра II село Воскресенское под Москвой, которое стало ядром известной впоследствии слободы Грузины. О ней поныне напоминают названия Большая, Малая Грузинские улицы в районе Пресни.
Постоянная колония армян появилась в Москве в XV в. в окрестностях церкви Николы в Столпах. Теперь это место — Армянский переулок. В конце XVIII в. здесь была возведена армянская церковь. А в XVII в. в русской столице поселилась богатая армянская семья Лазаревых. На их средства неподалеку от храма был открыт известный Лазаревский институт. В его здании теперь помещается посольство Республики Армения в России.
При Иване Грозном, в XVI в., за Яузой возникла так называемая Немецкая слобода. Здесь стали селиться шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы, выходцы из Германии и др. Всех их тогда русские именовали «немцами» (т.е. немыми, не говорящими по-русски). Разоренная в Смутное время Немецкая слобода затем возродилась вновь. Позже за слободой закрепилось название Лефортово, ведь имение любимца Петра I швейцарца Франца Лефорта располагалось тут неподалеку.
Еще отец Петра Великого царь Алексей Михайлович стал переселять всех иностранцев, живших в Москве, в Немецкую слободу. Тогда здесь обитали иноземные доктора, купцы, заводчики, посланники, офицеры, ремесленники. У иностранцев были в слободе и свои молитвенные дома – к примеру, у лютеран кирхи (существовали в разное время старая и новая кирхи). Как здесь не вспомнить московские названия Посланников переулок, Аптекарский, Старокирочный, Новокирочный переулки.
О пребывании с XVII в. в Москве украинцев («хохлов» в старом московском наречии) говорят такие названия, как Маросейка (искаженное от «Малороссейка»), где жили выходцы из Малороссии (Украины), Верхняя и Нижняя Хохловка, Хохловский переулок. Тогда же на Маросейке возникло Малороссийское подворье, где жили официальные представители и другие жители Украины.
Знаменитое московское название Арбат тоже иноземного происхождения. Оно восходит к арабскому слову «рабад», означавшего «пригород», «предместье». Ученые до сих пор спорят, какими путями оно попало в Москву, но ясно, что оно пришло либо через золотоордынских татар, либо от торговцев с Востока, либо от крымских татар.
Нет прямых свидетельств о времени появления в Москве «татар», «бесермен» (басурман, т.е. мусульман). Есть предание, что Чудов монастырь в Кремле был основан в XV в. на месте татарского двора, где якобы жили баскаки – официальные сборщики дани в Золотую Орду с русских земель. Главная дорога в Орду шла на юг от Москвы-реки. Те, кто ездил в Орду с грамотами от великого князя, переводчики-толмачи, торговцы селились в Замоскворечье. Отсюда названия Ордынка, Толмачевские переулки, Татарские улицы.
На Крымском дворе в Замоскворечье останавливались посольства от крымских ханов, а отсюда – Крымский вал.
Таким образом, Москва издавна, будучи центром Русского государства, стала превращаться в многонациональным город.