Как общаться с дочерью-подростком

Дети растут, да, но я по своему опыту вижу, что подросток требует не меньше заботы, чем малыш – хотя кажется, ну что здесь такого, большая уже. Да, 12-летнему ребенку не нужны сюси-пуси, но нужно поговорить, поделиться своими секретами – они стопроцентно есть, и для меня очень важно, чтобы Любаша рассказывала это мне, а не кому-то еще. С подружками она будет делиться, естественно, тоже - и всего маме не расскажет. Но хотя бы большую часть я должна знать.

Первый год, пока Саша была совсем крошкой, я упустила немного Любашу. Вижу, что ей не хватало моего внимания. Сейчас взяла за правило каждый день с ней полежать, поболтать перед сном. Она спит на втором этаже двухэтажной кровати и встречает меня обычно словами «Опять? Мам, чего-то ты зачастила», но я же вижу, что после «бе-бе-бе» она с радостью болтает, секретничает. У меня, когда я взрослела, с мамой не было такого контакта – и мне кажется, что каких-то неверных шагов в жизни можно было бы избежать, если было бы доверие, и мама не ругала по каждому поводу, а хотя бы что-то посоветовала, объяснила, почему какие-то решения кажутся ей неправильными. Ведь взрослый имеет более широкую картину, что может произойти и чем кончится.

С маленькой Любашей и моей сестрой Леной

Есть трудности и с учебой. У Любаши репетитор по математике – но я пока не вижу прогресса, «не выходит каменный цветок». Я думаю, что это психологическая проблема: она возникла в какой-то момент в младшей школе, когда шли еще элементарные вычисления, и не очень получалось, а спросить было неудобно. Получилось так, что в третьем классе Любаша перешла в другую школу и ее не сразу приняли. Около года она ходила в аутсайдерах. К моменту, когда уже все наладилось, накопилась куча пробелов – когда неудобно было подойти к учительнице, одноклассникам, обратить на себя внимание. И сейчас перед нами полномасштабная картина, к которой привели все эти упущения. А в математике нужно немного, чтобы начались сложности.

С другой стороны, передавливать тоже не стоит. С нашей "ненавистной" математикой я это осознала. Всё просто не может получаться на отлично. Разумеется, пробелы надо устранять - плохая успеваемость даже по одному предмету влияет на самооценку в целом. И даже то, что нравится и к чему лежит душа, начинает не получаться. А еще я поняла, что эти дети, эти подростки - другие. И что наша школьная система слишком консервативна и неповоротлива, чтобы соответствовать их Цезаревой многозадачности. И камень преткновения не в ЕГЭ, не в усредненности как главного ориентира в преподавании. С подростками надо говорить на их языке, чтобы быть им интересным, чтобы нести им новое, светлое, чтобы помогать их самоопределению. Любаша пока не знает точно кем будет, но вот область вроде бы нащупала - она личность творческая, слышащая и понимающая, где фальшь, а где искусство настоящее. Куда-то да выведет это ее. Надеюсь, ничто не помешает: даже чувство вины разведенных родителей, и поступки ею продиктованные.

Бывает, например, что занятые папа и мама начинают задаривать ребенка, потому что чувствуют, что времени на полноценное общение все равно не хватит – пускай хоть так почувствует нашу любовь. С Любашей так было, но это большее ее папа привык компенсировать свое отсутствие подарками.

Понятно, что мужчине сложнее, наверное, строить свои отношении с дочерью, с девочкой, когда с ее мамой отношения не сложились. И он старается, конечно. Они общаются, вместе ездят отдыхать, просто некоторые действия до сих пор приходится комментировать. В том числе и дорогие подарки.

И если в ясельном возрасте ребенок не сильно замечает, то становясь старше, привыкает к тому, что как только он тыкает пальцем и говорит «Хочу!» - все сразу появляется, как по волшебству. У подростка атрофируется мотивация, чтобы что-то сделать самому, как-то выделиться, почувствовать цену той или иной вещи. Когда подарок легко достается, он ничего не стоит, ребенок не пользуется аккуратно, быстро ломает. Гаджеты-телефоны-айфоны – все обесценивается: «А, если что, мне другой купят!».

Мы поговорили с Любашиным папой, что его дорогие подарки будут по поводу: день рождения, какие-то поставленные и достигнутые цели.

Впрочем, судя по всему вся наша жизнь состоит из уроков. Сегодня это ценность всего, что есть в этом мире, завтра - постановка цели и достижение ее, послезавтра - умение находить общий язык с теми, кто, на первый взгляд, к тебе не имеет никакого отношения. Например, они с Максимом долго притирались, до сих пор продолжают. С подростком же как: пара неправильных шагов в начале общения, и уже все. Тут, знаете, все учатся дипломатии и умению слушать и слышать. У меня нет конкретной задачи, скажем, сделать их друзьями. Я за естественность во всем. Безусловно жить, как на пороховой бочке тоже не хочется, поэтому порой приходится выступать переводчиком с русского на русский: кто и что имел ввиду, делая или говоря так или иначе. Главное, наверное, идти к миру во всем мире и в своей семье в частности без нажима и искусственных ускорений.

А вообще я поняла важную вещь: если вас что-то задевает в поведении подростка, не надо с ним ничего выяснять, надо в себе разобраться - что так во мне резонирует, отчего я так завожусь - и устранить эту проблему. И потом еще сказать спасибо нашим 12-15- летним провокаторам за возможность изменить себя к лучшему. Этот возраст быстро закончится, так что не упустите свой шанс!
28.05.2014 14:18:30, Ирина Муромцева
Спасибо за пост! Очень полезная статья! Сама ращу дочку, правда нам еще до подросткового возраста очень далеко)) 30.05.2014 11:50:34, julya85
Реклама




Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

21.11.2017 18:42:37

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!