Творческие дети и современная школа - трудности взаимопонимания (руководство для родителей)

Недавно с одной мамой семилетнего сына, пришедшей ко мне на прием, произошел такой случай:
В школе учительница сказала ей, что мальчик слишком творческий, и это мешает ему заниматься: ребенку не хватает внимания. На вопрос мамы, почему он не слушал на уроке, тот ответил: «А мне было неинтересно. Она неинтересно говорила». У матери возник вопрос к специалисту: а где находится грань, когда мы, родители, должны перестать стимулировать творчество ребенка, и начать жестко прививать дисциплину? И наоборот – если мы будем слишком сильно давить на ребенка, загонять его в социальные рамки, не убьет ли это его живое творчество на корню?
Часто бывает, что взрослые люди, приходя к психотерапевту, стремятся несколько раздвинуть те железные рамки, в которые их в свое время поместили родители, дать себе хоть немного кислорода, позволить себе пусть небольшие моменты творчества. Ведь проблема невозможности творческого самовыражения для взрослых кроется именно в родительских запретах и одергиваниях.
Давайте обсудим тему соотношения творчества и дисциплины у детей.
Как надо стимулировать детское самовыражение, чтобы это не помешало ребенку существовать в обществе?
Как можно прививать дисциплину, чтобы не убить живые ростки творчества в наших детях?
09.11.2011 17:54:10, inna_yartseva
а можно Вам вне конкурса перлы прислать??? у меня их много, я выбрала один для конкурса, теперь хочется и другими поделиться!!! 09.11.2011 22:57:24, madina268
Madina, это отлично, что Вы записываете детские высказывания! Через много лет это принесет радость и Вам, и ребенку, и Вашим близким. Вот как я оформила высказывания моего сына - сделала и напечатала альбуку: [ссылка-1]
Вы знаете, он ее таскает с собой на манер визитной карточки, так горд, что у него книжка вышла.
Верстаете альбуку Вы сами (редактор очень простой и не требует специальных дизайнерских навыков), а напечатать по условиям конкурса Вы можете ее с 10-процентной скидкой - любое количество экземпляров. Отличный подарок любому родственнику по любому поводу (проверено на себе)))))). Удачи!
10.11.2011 10:21:16, compaginador
Я вчера нашла сайт Альбуки, и получила огромное удовольствие от альбомов. От альбома "Мысли вслух" я просто в восторге. Обязательно себе тоже сделаю!!! 10.11.2011 12:25:05, madina268
Кстати, вот тут можно почитать материал, как интересно рассказать о ребенке. 10.11.2011 10:28:13, compaginador
Согласна с автором.Потому на ваш вопрос отвечаю, что одним из самых эффективных средств развития ребёнка является Кукольный театра, в том числе и домашний.Большинство родителей недооценивают роль кукол и игрушек в развитии детей.Они забыли, как в примерно таком же возраст, как их нынешние дети, разговаривали со своими куклами и мишками, плакали вместе с ними от обиды, советовались по"важным"вопросам и т.д. 12.11.2011 15:01:42, DomTeatrTatjanaDerbeneva
Здравствуйте,Инна! У меня есть очаровательная внучка,Викуля. Она у нас очень творческая девочка.С самого раннего возраста не расстается с карандашами, красками,пластилином. Может вырезать готовые картинки по контуру, а потом часами обыгрывает их, придумывая удивительные истории - сказки. Иногда сюжет затягивается даже на несколько дней. Всегда жалеем, что нет камеры или ,хотя бы, диктофона, чтобы записать.Пытались воспроизвести позднее, но вся "изюминка" ее лексических оборотов теряется.Но мы стараемся записывать ее "говорилки" и "размышлялки".Постепенно заполняем книгу"Маленькая страна принцессы Виктории" - это книга про нашу внучку, в которой размещаем все яркие и запоминающиеся моменты ее жизни. Есть и раздел, посвященный Викиным высказываниям. Всего в этом разделе уже 9 страничек формата А4. Несколько высказываний мы отправили на конкурс. Надеемся, что в понедельник их опубликуют.Специально цели развития творческих способностей не преследуем, просто все происходит между делами.Коротая время,читаем сказки,иногда(когда Вика призывает к сотрудничеству), обыгрываем с ней очередного созданного ей персонажа.А перед сном, уже в постели, сами придумываем загадки,играем в словесные игры. Мне нравится, как рассуждает внучка и делает выводы, но помимо всего этого, у нас накопился уже целый словарик ее словечек - смешных и забавных. Например (3,5года) - невидуха(баба)-плохо видит, наступла - наступила, ледная - ледяная, выкупывать - купать. 4года - Выступляла - выступала,меньшеет - становится меньше, не задумчивая - не подумала и т.д. Сейчас Вике 4,5года, а словечки новенькие еще иногда вылетают.Я понимаю, что период словотворчества еще не прошел,но хотелось бы знать,не говорит ли употребление таких слов о каких - либо нарушениях в развитии речи?
Посмотрели Вашу Альбуку. Идея просто замечательная. Наша книга уже стала тяжелой, а ведь можно было сделать несколько альбук - книжечек(по количеству разделов). Спасибо!
12.11.2011 20:37:32, дедуля
Уже добрый вечер,
"страна принцессы Виктории" - звучит тепло и величаво! Жду с нетерпением опубликованные в нашем конкурсе Викины высказывания - почти представляю их симпатичность. И все эти "говорилки" - это свидетельство детской способности к самостоятельному словообразованию - словотворчеству. Это то, что должно быть обязательно в жизни каждого ребенка - ведь это его знакомство с миром через свои слова в том числе. Вы ведь замечаете, что любое оригинальное слово ребенка всегда узнаваемо и всем понятно, но такое особенное. Расцвет словотворчества примерно от 3-х до 5-6 лет. Но всякий раз, когда ребенок встречается с чем-то для него новым, есть шанс услышать от него в какой-то момент оригинальное слово, точно определяющее, что он видит и о чем думает сейчас. Так что, у маленькой Вики есть еще время заполнять свою принцессную книгу интересными словами.
А альбуку надо делать обязательно - и действительно, может быть и не одну. Мы сейчас столько замечательных альбук рассматриваем на нашем сайте, присоединяйтесь!
12.11.2011 21:36:54, inna_yartseva
Если вы отдаете маленького ребенка в общеобразовательную школу, не стоит надеяться, что он не будет загнан в социальные и дисциплинарные рамки. Конечно, будет. А попытки оттуда вырваться будут вести к конфликтам и с детьми, и со взрослыми. Я с сожалением и грустью сейчас наблюдаю это на своем третьекласснике.
Процитирую весьма уважаемого мною завуча школы для одаренных детей №1199 (в этой школе учатся с 7го класса) Изюмова Николая Михайловича: "Одаренный, и просто хороший талантливый ребенок требует серьезной индивидуальной работы, которую в этом возрасте могут дать только родители в силу, кроме всего прочего, и специфики детской психики и психологии. И только родительский кропотливый труд любящих и терпеливых людей может позволить развить творческое мышление и не позволит угробить его в школе." ([взято отсюда])
Видимо, спасение может быть в домашнем образовании? А "социализироваться" в творческих кружках по интересам.
13.11.2011 16:21:31, annie11
Вопрос к обсуждению, вынесенный в заголовок сообщения "творческие дети и современная школа - трудности взаимопонимания", очень многогранный. Мы же все говорим о разном, подразумевая определение "творческий ребенок". В каждом конкретном случае речь будет идти об индивидуальных особенностях именно этого ребенка.
На мой взгляд, сложности не в том, что ребенок "творческий", а в том как с этим обходятся сами родители. Как развивая своего ребенка, поддерживая его особенности, мы должны одновременно помогать ему с этим как-то обходиться, осваиваться в любом детском сообществе, неважно, детский сад или школа. В противном случае - это действительно может стать больше территорией конфликта, чем сотрудничества.
Имея просто хорошего ребенка, как ему должен помогать родитель оставаться таким и еще двигаться дальше?
Что с нами со взрослыми происходит, когда у нашего ребенка возникают конфликты недопонимания с учителями, сверстниками? Основываясь на своих наблюдениях, могу сказать, что в большинстве случаев - мы сами достаточно быстро теряем уже взрослую способность вести переговоры. Территория школы (как в прямом, так и в переносном смысле) практически в каждом взрослом провоцирует желание избежать общение с этими людьми (учителями, родителями других детей, администрацией школы). И очень часто ребенок остается один на один с преподавателями или другими участниками сложных ситуаций. А ведь это просто вопрос того, как "сами родители обходятся с особенностями своего ребенка", как именно родители могут выстраивать взаимоотношения в школе с учителями и учениками для нормальной жизни своего ребенка в социуме (в данном случае школе). Пока дети в детском саду и в школе, они учатся не только общеобразовательным предметам, они учатся отстаивать свои особенности среди других людей. Но в обучении этому ребенка нельзя оставлять одного. Пример отстаивания своего дитя, используя разные варианты решения ситуаций - это очень серьезная основа для будущей самостоятельной жизни мальчика или девочки.
Лишая такой "школы" в естественном возрасте, молодой человек или девушка должны будут этот опыт трудностей взаимодействия "добирать" где-то еще. Поэтому я всегда очень осторожно отношусь к решению родителей о переводе ребенка на домашнее воспитание. Должна быть для самих себя очень четко прояснена задача такого перехода - для чего это нужно моему ребенку? (а очень часто оказывается, что это больше нужно взрослому, чем самому малышу).
И если есть больше ответов, которые касаются именно про сложности взаимодействия внутри общеобразовательного учреждения, то, на мой взгляд, лучше еще раз пересмотреть свою взрослую стратегию помощи ребенку в школьных конфликтах - возможно оставляя ребенка в школе, вы дарите ему гораздо больше вариантов решений затруднительных ситуаций.
13.11.2011 18:54:05, inna_yartseva
Здравствуйте. Расскажу про своего старшего сына и попрошу совета.
Андрейке скоро будет 6,5 лет. Добрый, не агрессивный, коммуникабельный ребёнок. С 3х лет ходит в детский сад. С сентября ходит в школу на подготовку.
Любит творчество и не любит делать что-либо по образцу. Например:
1. В 3-4 года давала ему простенькую раскраску, показывала раскрашенный образец - он находил свободный уголок бумаги и рисовал там машинку.
2. Ему подарили конструктор Лего - самолет, более 100 деталей, с инструкцией. Самолет был собран по инструкции папой всего 1 раз. Потом Андрей делал из этих деталей множество др. игрушек, больше всего мне запомнились 10 самых разных газонокосилок.
3. Не любит собирать пазлы - это занятие ему быстро надоедает. Небольшой набор может собрать 1-2 раза и забросить, большой - найдет взрослого и заставит собирать.
4. Учится читать. Прочитает половину слова, вторую половину придумывает.
5. Любит играть в ролевые игры. Правда в последнее время играет в них мало, потому что задают много уроков.
6. С удовольствием учит стихотворения. Но если вдруг забыл строчку в самый ответственный момент - тут же сочинит ей замену и с уверенным видом расскажет, как будто так и было.

Основной вопрос у меня в том, нужно ли заставлять ребёнка читать.
Сейчас на подготовке учитель задает на дом: читающим детям - прочитать небольшой текст, ответить на вопросы, нечитающим - читать звуки и слоги по букварю (2 страницы, не менее 10 раз). Само собой, 10 раз читать одно и то же мы Андрея не заставляем, потому что уже к 3му разу он всё заучивает наизусть и не читает, а вспоминает, где какое слово написано. Как видите, дети уже сейчас делятся на 2 "сорта" - читающие и нечитающие. Добавлю, что им каждый раз задают раскрасить образцы в тетради - мой раскрашивает неаккуратно. Ну скучно ему заниматься этим нудным занятием. Если я попрошу что-то подрисовать, закрасить потщательнее - сделает, но всё равно далеко от идеала. И каждый раз после раскрашенных образцов учитель пишет "Не старался!", "Старайся!".
Буквы пишет более-менее нормально, но переделываем иногда по нескольку раз. Вижу, что ему это не нравится, но заставляю.
Легче всего дается математика и логические задачки.
В школу ожидается конкурс 1,5-2 человека на место. Если Андрей к весне не научится читать - боюсь, он не поступит. Это обычная общеобразовательная школа, она считается сильной, не гимназия и не лицей. Выбрали ее, потому что она удобно расположена, есть подземный переход, рядом большая транспортная развязка (нам с мужем удобнее утром ехать на работу, как отведем Андрея). Территориально наш дом относится к другой школе, она считается еще более сильной, но до нее надо переходить 2 дороги с оживленным движением.
Я не хочу, чтобы мой ребёнок учился вместе с детьми из неблагополучных семей и с мигрантами, в самом худшем классе. И давить на него не хочу слишком сильно. Посоветуйте, что мне делать. Заранее спасибо.
14.11.2011 10:26:31, Оранжевое настроение
Оранжевое настроение, большое спасибо за такую поднятую тему (на самом деле, в Вашем посте и не одна тема)! Очень интересно узнать, что ответит наш руководитель Школы Семейной Альбуки... У меня с ребенком похожая проблема - сам читать отказывается, и на предложение почитать ему не всегда реагирует положительно. Ему почти 8. Я в его возрасте читала запоем. Успокаиваю себе тем, что в мое время, кроме книг, было не много вариантов проведения досуга, а сейчас совсем другая ситуация. Однако я точно знаю - если ребенок не будет читать, его культурный уровень будет ниже того, которого мне хотелось бы для него. (но ведь это хочется мне))) Вобщем, очень сложно. Инна, посоветуйте нам что-нибудь!)))) 14.11.2011 12:08:39, compaginador
Добрый день, "оранжевое небо",
такое обращение приятно набирать на клавиатуре ))) и ребенок сразу представляется немного "оранжевым", точнее чуть-чуть рыженьким, т.е. точно не скучный )))
Я слышу несколько тем в этом сообщении, попробую их выделить.
Первая - это про чтение - "нужно ли заставлять ребенка читать", должен ли ребенок читать и сколько ему положено это делать в своем возрасте. Я согласна с тем, что читать человек должен и есть разница и в образовательном смысле и в человеческом между людьми, которые читали в своем детстве и которые нет. В этот момент опять возникает вопрос к родителям - как прививать ребенку любовь к чтению. И здесь творческий подход самих взрослых очень приветствуется. Чтение для детей новое умение, а новое умение они легче принимают через игру, через совместное дело со своими родителями. Поэтому здесь все уместно - подбор красивых книг, чтение перед сном вместе, настольные игры. Для вовлечения ребенка в чтение и письмо такие варианты, как наша альбука очень полезны. Ребенок "вынужден" читать что же написано рядом с фотографиями или сам должен сложить буквы в слова, чтобы получился собственный шедевр. Обязательно попробуйте.
Но это про то, что детям нужно помогать осваиваться в чтении, создавая для них комфортную ситуацию, когда читать хочется и становится назаметным, что это тяжело. Так мы взрослые увлекаем в чтение своих детей.
Но есть другая проблема и я бы выделила это как вторую тему, которую я слышу в сообщении.
А что делать когда ребенок просто должен читать (ну или любое действие), потому что так надо, так положено, причем без создания приятных комфортных условий.
И мне кажется, оранжевое небо, здесь речь идет не столько о чтении (любви или не любви к нему), сколько готов ли ребенок делать то, что ему не нравится, дается с трудом и неинтересно.
Это серьезные вопросы. При приеме ребенка в школу определяют его "готовность к школе". Очень часто для всех она заключается в образовательном уровне детей - умеет или не умеет, насколько хорошо, насколько не очень. А в понятие "готовность к школе" на самом деле, в большей степени, включается понятие "психологическая готовность ребенка к обучающему процессу". Т.е. насколько у него сформировались те психические функции, которые ему будут нужны в школе (память, речь, мышление и др.). И в этом перечне особенно внимание уделяется насколько у ребенка сформирована произвольность - т.е. способность делать по заданию учителя, по образцу, по примеру (т.е. как это требуется сейчас на уроке).
То, что вы перечисляете про Андрейку в самом начале письма - это как раз про его свободу самовыражения, что в семье есть пространство для этого. А вот ближе к школе к этому необходимо добавлять обучение ребенка действовать по образцу. И это не про ограничение его творческих способностей, это про заботу о своем мальчике, которая заключается в том, чтобы дать ему еще один навык для освоения мира и адаптации к нему - умение действовать по образцу - уметь делать в определенные моменты (назовем это рабочие, ведь обучение в школе, это серьезно)))) как надо, как этого требует учитель.
Для Андрея, на мой взгляд, важно будет к весне не столько научиться читать, сколько, с вашей помощью, приблизиться к нужному для первого класса уровню готовности к школе, а именно - выполнить задание, дорисовать до конца, дочитать. Формирование произвольности должно быть мягким, но настойчивым. До весны есть для этого время, ведь мальчик сам по себе просто еще и подрастет в физическом смысле, некоторые его функции, такие как внимание, например, окрепнут. Сейчас хорошо бы сосредоточиться на укреплении здоровья ребенка и на подготовке его к школе как в образовательном смысле, так и в большей степени - личностном.
Удачи!
14.11.2011 15:30:43, inna_yartseva
Спасибо! Будем стараться :) 14.11.2011 16:47:45, Оранжевое настроение
Уважаемые Оранжевое Настроение и Compaginador! Могу поделиться своим опытом по поводу чтения. Мой младший - третьеклассник - тоже начал читать сравнительно поздно. То есть, он УМЕЛ читать где-то уже в 4-5, (то есть мог медленно, по слогам сложить буквы в слова) но совершенно не испытывал интереса к этому процессу. Мы не стали его прессовать (хотя и был перед глазами пример старшего, который начал читать с 3х и к первому классу читал абсолютно бегло). Ближе к школе я стала искать для него книжки, которые было бы читать интересно и просто - с крупными буквами, осмысленным текстом и хорошими картинками. К сожалению, таких книжек в продаже мало, но они есть! Понемногу читали, и к 1му классу он научился читать где-то на уровне 50 слов в минуту. Поступил в хорошую школу. Там читал по программе и плюс понемногу начал сам себе читать детские журналы. (сначала читали с ним по очереди, потом договаривались, что первый раз читаю я, а потом, если интересно, он всё уже перечитывает сам). В общем, медленно, но верно продвигались. Во втором классе уже читал сам себе нормальные книги типа "изумрудного города". Сейчас читает с удовольствием! То есть, если сравнить старшего с младшим, то получается, что к третьему классу разницы уже по уровню чтения практически никакой, в то время как на уровне первого класса она была значительной. Так что - если ребенок умница и любознательный - всё будет хорошо! ))
Кстати, к вопросу о простых и интересных книжках для детей - отличная идея с альбукой )) Жаль, ее у нас пару лет назад не было :( Уж мы бы понапридумывали! :)) Помню свою тоску перед книжными полками для маленьких: "по-са-дил дед реп-ку.." меленькими такими буковками и с этими дурацкими черточками.. Такое впечатление, что у издателей дети никогда читать не учились...
14.11.2011 19:05:21, annie11
Добрый вечер,
спасибо, это почти пошаговая инструкция для родителей - задуматься что надо ребенку, потом найти то, что может быть лучше (конечно, книги с большими буквами очень в помощь), а еще и интересные и просто красивые. А потом какое чувство темпа "В общем, медленно, но верно продвигались"!
Я сегодня, когда писала более ранние комментарии, вспоминала как учились читать мои дети и как было мало книг - хороших, красивых, разных. Эта тоска родительская, наверно, осталась до сих пор - поэтому мне так нравятся разные серии детских книг, особенно, если это выпускают малые издательства. Кроме просто увлекательной книги, я как будто еще и некую историю создания этой книги покупаю. Очень любовно это.
15.11.2011 00:18:20, inna_yartseva
Совершенно с Вами согласен, радость от покупки новой интересной и красочной книги не пропадает. Более того у меня с детства сохранились книги, которые мне дарила мама на 3года, на "Проводы букваря" и т.д. Конечно они не такие красочные, как сейчас, но, что удивительно, моя внучка их очень любит. Даже книгу " Что я видел" Б. Житкова слушает с удовольствием,несмотря на то, что многого, о чем говорится в этой книге, уже нет в нашей жизни.В то время это была , пожалуй, одна из первых книг энциклопедического характера для детей. А уж мимо современных книг пройти совсем невозможно. Стараемся приобретать одну и ту же сказку в оформлении разных художников и в пересказах разных авторов. Считаю, что такой подход поможет лучше раскрыть ребенку многогранность и динамичность образов и сформировать свое отношение к героям.
Что касается подготовки детей к школе, я тоже полностью согласен с Инной - самое важное - это психологическая готовность,т.е. развитие всех психических процессов - памяти, внимания,мышления, речи. Очень важно развивать волевые качества личности,куда входит и умение подчиняться определенным требованиям .Мы можем вывести ребенка на домашнее обучение, но мы не сможем изолировать его от всего общества, поэтому он вынужден будет общаться - где-то подчиняться, уступать, а где - то отстаивать свою правоту. И если мы вовремя не научим ребенка этому, ему трудно будет в будущем.Считаю, что социализация должна проходить в коллективе сверстников,а родители должны наблюдать и ненавязчиво направлять ребенка. И еще, в одном из комментариев прозвучала необходимость развития любознательности, как залога успешности обучения в школе. Полностью поддерживаю это,только добавлю:
Развивая любознательность, нужно учить детей самостоятельно "добывать" знания. Покажите пример, поищите вместе ответ на вопрос в домашних энциклопедиях, при необходимости сходите в библиотеку.Не стесняйтесь сказать, если чего - то не знаете. От зтого Ваш родительский авторитет не пострадает, наоборот, совместный поиск ответа укрепит Ваши отношения. Практика показывает, что любознательные дети, умеющие не только СМОТРЕТЬ, но и УВИДЕТЬ,не только СЛУШАТЬ, но и УСЛЫШАТЬ, догоняют своих "образованных" сверстников,а потом даже и перегоняют,становясь успешными учениками.
Творческое воображение, умение найти выход из какой - либо ситуации тоже необходимы. Для этого можно использовать создание проблемных ситуаций, что бы ребенок нашел оптимальный выход,почаще задавать вопрос "А как ты думаешь?" ;"Почему?" Можно использовать элементы ТРИЗ (самое простое - придумать свой конец к сказке, например, спасти Колобка от зубов лисы, или Красную Шапочку и ее бабушку от волка) Есть масса доступных игр(Думаю, их можно найти и в интернете)Мы пользуемся книгой "Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких" З.Г.Шустерман. Если Вам встретится - покупайте. Поверьте, это не только полезно, но и увлекательно. Желаю всем любящим родителям успехов в воспитании. Пусть Ваши детки растут смышлеными и успешными,ведь будущее нас с Вами и всего общества в наших руках.
15.11.2011 14:37:37, дедуля
здравствуйте! мне очень понравились ваши альбомы с детскими книгам. что это за школа семейной альбуки. где можно прочитать про это? я хочу делать такие же книжки с моим ребенкм. 14.11.2011 19:02:37, mama_savvy
Вечер добрый, помните как у барона Мюнхаузена - "присоединяйтесь, незаметно присоединяйтесь!"
Вся информация как красиво создавать альбуку (ну и для начала, что это вообще такое), можно найти на нашем сайте www.albooka.com,
если любопытство не оставляет и есть вопросы, связанные с творческим процессом создания своей альбуки, то можно прийти в Академию Альбуки, позвонить нам или появиться в нашей группе в социальных сетях, например, ЖЖ - информация по направлениям [ссылка-1], в том числе и про направление школы "Родители и дети".
Мы всех приглашаем ))), нам просто сейчас это все очень нравится самим - для обучения на мастер-классах собирались делать "учебные примеры" альбук, но пока в этом нет необходимости - каждый корпит над своей, да и не одной - очень увлекательно ))).
Приходите, будем ждать.
До встречи!
15.11.2011 00:03:28, inna_yartseva



Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

20.08.2017 07:05:36

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!