Перфекционизм

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Поколения нынешних мам и бабушек с удовольствием шли в школу. Вприпрыжку. С букетами наперевес. Нам было любопытно! У нас были новенькие портфельчики и тетрадочки! Мы искали новых друзей. Мы осваивали новую ступень развития – настолько взрослые, что САМИ идем в школу!
И сколько я сейчас вижу детей, которые боятся пойти в школу. Прячутся за маму, плачут «я не смогу, у меня не получится!» Товарищи-господа родители и учителя. Как же мы дошли до такой жизни, что 6-7летние дети боятся не соответствовать нашим ожиданиям. Боятся, что у них ничего не выйдет.
Вы заметили? Это же взрослый страх или даже фобия. Называется перфекционизм – у меня все должно быть идеально, а если я не дотягиваю до идеального уровня, я буду мучиться и считать себя неудачником. Как эта фобия умудрилась так помолодеть, что 1 сентября уже не первый год я вижу заплаканные девчоночьи мордашки? Мальчики не лучше. Белые как школьный мел и натянутые как нервы учителей в конце года.
Не иначе такой «комплекс отличника» мы прививаем своим слишком интенсивным желанием «подготовить ребенка к школе». То есть в нашем идеальных родительских мечтах ребенок должен уже в 4 года читать, в 1 классе складывать и вычитать до 100 – далее без остановок. Но зачем? Чтобы похвалиться перед родными? Чтобы написать в блоге? И все? Наши дети платят за это слишком высокую цену – тревожность, слезы, заниженная самооценка только из-за того, что их родители мечтают о чем-то, что сами не смогли? Не надо такого нездорового раннего развития. Дети должны играть и в школу идти вприпрыжку (детская прирыжечка – такой шаг, который есть у ребенка, если у него на душе радостно, и ее-то я вижу все реже и реже даже на улицах и в детских магазинах).
Наглядевшись на эту всеобщую нервотрепку, мы свой выбор сделали. Моя дочь не читала до школы – мы сознательно не стали ее учить и заставлять. Во втором классе она стала читать так же бегло, как и те, кого научили заранее (часто со слезами и скандалами).
Да, я не получила повод лишний раз похвастаться, а ребенок не получил повода для слез.
Ну и если нет разницы, то зачем портить детство? Наши ожидания – это наши ожидания, они не должны делать из детей неврастеников.
29.03.2011 11:58:37, zaryana
БОЯТЬСЯ - уберите мягкий знак, а то в глаза бросается 29.03.2011 12:13:27, ПоЛе
тут тоже: Бояться, что у них ничего не выйдет 29.03.2011 12:51:29, ПоЛе
А это уже перфекционизм, матушка))! 29.03.2011 14:22:20, Лингва
это точно :) 29.03.2011 16:06:56, ПоЛе
Вся беда в том, что небольшая часть детей, естественным образом учится читать в 4 года или считать до школы в пределах 1000, а кто-то с одного прочтения запоминает длинный стих. А родители, наблюдая продвинутых сверстников, устраивают соревнования. Просто нельзя всех пытаться уровнять. У меня, например, старший ребенок научился читать после 6, а младший сам за несколько дней в 4. Но в тоже время, старшая с 2 лет прекрасно считала и решала логические задачки, а младший до самой школы цифры плохо знал. А стихи бойко никто не рассказывал до школы, что ,опять таки, не о чем не говорит и не на что не повлияло. Просто нельзя всех под одну гребенку. А школа, к сожалению, сейчас требует от родителей, чтобы ребенок умел все, а если что-то не умеет, то родителям придется учить этому уже в первом классе, а это дополнительный стресс. Всегда были семьи, где ребенок незаметно и без особых усилий осваивал программу началки до школы. Другое дело, что искусственно на подготовках и со слезами этого не надо. Просто у вас выборка маленькая – один ребенок. А так, все разные и если ребеночек жаждет чему-то научиться в раннем возрасте, его не остановишь. 29.03.2011 12:32:04, nasti
У меня выборка огромная: целая школа с 20-летним стажем работы, ее психологи и педагоги. И уже написанные и вошешие в бестселлеры книги о воспитании- 14 шт. :) Мне всегда приятно общаться с разумными родителями, которые нормально относятся к тому, что все дети разные и не требуют от них чего-то запредельного. Писала-то я под впечатлением тех, кто "тянет" детей за уши, и честное слово, таких родителей совсем не мало. 30.03.2011 11:10:36, zaryana
<Поколения нынешних мам и бабушек с удовольствием шли в школу>
С момента окончания школы прошло 23 года - школу я ненавижу до сих пор! Большего унижения во всей моей жизни я не испытывала ни разу! (школа в г.Москва)
Поэтому своему ребенку подбирала такие школы, где было бы ему хотя бы спокойно. Может быть поэтому в началке мой ребенок учился в частной школе.
29.03.2011 12:33:14, КалиНа*
А у меня другой опыт - те дети, которым было легко и нормально научиться читать в 4-5-6 лет, прекрасненько это сделали не без моего участия. Давление понадобилось минимальное.
Потому что уметь читать - это не для школы, а для себя - Вам так не кажется?
А тот ребенок, который не научился, ибо и не хотел - ну я сдуру, с такой же логикой как Ваша, не настаивала - имеет очень большие проблемы с чтением и письмом. Он уже, к сожалению, не во втором классе *-(
29.03.2011 12:36:42, Mary-Lea
+ читать только для себя! А школьное чтение любви к чтению по определению не может привить. И дело не в скорости. Это должно стать любимым времяпровождением, что может дать только семья. Поэтому и учат детей читать дома, когда ребенку этого хочется. 29.03.2011 13:03:17, nasti
А по моим наблюдениям тревожность родителей детям не передается, если у них изначально нет к этому склонности. Т.е. это свойство характера, а не воспитания. 29.03.2011 13:10:46, Cat-S
И где вы таких детей находите? которые "боятся пойти в школу. Прячутся за маму, плачут «я не смогу, у меня не получится!" и т. д. Я бы вот своим и комлекс бы привила, но он не прививаеЦЦа. А чтение сюда вообще никаким боком: читать в любом случае полезно, и отлично, если получилось этому научить до школы. Уж специально тормозить - вообще нонсенс. 29.03.2011 13:31:48, hanhi
Как же я всю жизнь ненавидела школу! Какая там припрыжечка? Нет, в первые дни очень хотелось, но остальные 10 лет.... Ужас-ужас-ужас. 29.03.2011 14:24:20, Почему?
дети МОГУТ читать и в 5 и в шесть уж точно и им хватает на это времени и это для себя
я знаю с десяток детей научившихся читать в шесть абсолютно самостоятельно
а мой ребёнок освоил уже очень много из программы первого класса
я об этом нигде не пишу но просто хочу сказать что это никак не влияет на нервы и так далее
ребёнок постоянно играет жизнерадостный и спокойный и причём здест то что умение читать?
читать сложно - а плавать а танцевать или ещё что-то?
там же тоже нужна дисциплина и иногда всё это из под палки но родители отдают детей и на спорт и танцы - что по вашему это тоже абсолютно лишнее?
ну если так уж ребёнку тяжело то можно конечно его ничему не учить вообще ...у всех дети разные...
30.03.2011 12:59:39, moshka
Я вообще-то сама перфекционистка и с этим трудно живется. Поэтому стараюсь распространять перфекционизм только на себя. Иногда ловлю себя на желании распространить это и на детей, но душу такое желание в зародыше. Причем с младшим ребенком это гораздо лучше получается. А ещё есть одна знакомая мамаша-перфекционистка. Не добившись сама чего-либо стоящего в жизни, она старается реализовать свои амбиции через ребенка. Да, он читать научился бегло в 3 года, до школы складывать, вычитать, умножать, делить, года в 4 она объясняла ему системы координат, что-то по геометрии и много чего другого. В результате это не ребенок, а ПСИХ, он просто не может справиться со всей инфой, которой мамаша набила его бедную голову. Не знаю, как его в школе терпит учительница, но он не умеет общаться ни с детьми ни со взрослыми. Он не умеет играть в обычные детские игры, начинает устанавливать только свои правила, драться. И вот спрашивается, нафига все это было надо? Всему должно быть своё время. 30.03.2011 19:43:40, МамаЗыза
Вы молодец, что боретесь с перфекционизмом. И я такая же и тоже с ним борюсь:) Вы описали, конечно, какой-то крайний случай, но даже в более мягкой форме перекосы в развитии, особенно раннем, дают не слишком волшебные плоды. Дети должны расти, играть, общаться, бегать и прыгать. Именно это - развитие зон мозга, а чтение и письмо- всего лишь моторные навыки. 31.03.2011 09:35:11, zaryana
Без многословных пояснений - просто плиплюсуюсь.
Сын тоже не ходит ни на какие подготовки к школе. Но у меня другая ситуация - он у меня итак умничка!
31.03.2011 11:05:07, Celesta
Не понимаю связи между тревожностью и умением читать. Мой ребенок пришел в школу с подготовкой - и слава богу, потому что весь первый класс решал другие проблемы, организационные (как вещи дома не забывать и пр.). Шел с удовольствием и до сих пор (2-й класс) с удовольствием учится - но это потому, что учителя и класс хороший. В отношении образования я достаточно жесткая мать. Дело не в том, что я хочу, чтобы ребенок учился на пятерки и пр., за оценки ее как раз не ругаю. Но мне важно, чтобы у ребенка с детства выработалось понимание безусловной ценности знаний. Чтобы она понимала: учиться придется всю жизнь, учеба - это труд, хотя и невероятно увлекательный. Перед глазами примеры ленивых детей, которым уже во 2-3 классе скучно учиться. Их упустили в первом классе, какой-то процент из них, может быть, потом "проснется", но большинство - уверена - уже никогда не поймает кайф "работать головой". 02.04.2011 05:00:36, manga



Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

18.10.2017 17:40:21

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!