1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?»
2. Когда ребёнок вас не слушается, вспоминайте вопрос №1.
3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится.
4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас.
5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится.
6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт. Пусть ошибается: опыт лучше нудежа.
7. Лучше страховать ребёнка на опасных «лазилках», чем пугать его возможными опасностями. Вопрос №1, помните?
8. Заботьтесь о ребёнке в том, в чём он не может о себе позаботиться, и не отнимайте у него права делать для себя то, что он уже может.
9. Лучший способ обучения – делать вместе.
10. Делитесь технологиями: как что делается.
11. Когда ребёнку плохо, его надо не учить, а любить: тёплые объятия и ласковые слова – всё, что нужно.
12. То, что вы сильнее, ещё не значит, что вы всегда правы.
13. Отличный способ ограничить время за экраном – многочисленный кружки и секции. Самые лучшие и самые интересные.
14. Первый критерий в выборе няни, воспитателя, учителя, тренера – любовь к детям. Только не путайте с «сюсюканьем».
15. Карманные деньги лучше не дарить, а выдавать в качестве зарплаты за обязанности и бонусов за достижения.
16. Чем больше вы уважаете своего ребёнка, тем больше шансов у него вырасти в уважаемого человека. Вопрос №1.
17. К счастью родители не всегда лажают одновременно. Поэтому тот, кто помнит о вопросе №1, может защитить ребёнка от второго.
18. Вы имеете право чего-то не знать. Вы имеете право ошибаться. Не притворяйтесь непогрешимым – это смешно.
19. Если кому-то по должности положено (среди прочего) ругать и наказывать вашего ребёнка, не дублируйте его работу. Но хвалите там, где те недохваливают.
20. Учите вопросами. Самостоятельно найденный ответ ценнее готовенького.
21. Вы, кстати, тоже человек: не жертвуйте ради ребёнка. Ваша способность отстоять свои интересы и заботиться о себе – прекрасный пример для подражания! Вопрос №1.
22. Если ребёнок получает ваше внимание, только болея, он будет делать это чаще. Играйте с ним, когда он здоров!
23. «Кнут и пряник» – отличный способ воспитать послушного.
24. Не заставляйте ребёнка реализовывать ваши мечты – лучше реализуйте их сами. Вам не поздно! Правда-правда! Дети скопируют либо то, либо другое.
25. Накосячили? Попросите прощения. У ребёнка. И не превращайте это в очередной сеанс нравоучений.
26. Если обещали наказать за что-то, накажите. Отмена наказания – это обман. А он куда болезненнее, чем то, что вы пообещали сделать.
27. Психотип сильнее воспитания. У кого больше одного ребёнка, тот знает.
Источник: [ссылка-1]
*** Тема перенесена из конференции "Детская психология"
Отвечаю по пунктам.
1-2. Я разупрежде всего живого и здорового, без этого нельзя быть успешным.
3.Как раз самый маленький - действительно знает. А вот лет с 5-7-10 (у кого как) перестает знать :). И начинает ориентироваться на "как все", на "я же крутой", на "я не малыш, чтобы в шапке" и вплоть до классического "назло маме отморожу уши"... Это про жарко-холодно. Ну а уж про хочется ли кушать - так это и подавно многие дети путают голод с желанием вкусненького и, наоборот, забывают о еде за увлекательным занятием... чтобы потом в 12 часов ночи вдруг ощутить зверский голод.
4.Есть ли смысл ругать вообще - это отдельный вопрос. Давайте заменим слово "ругать за недостатки" на "бороться с недостатками". И тогда что же - если у меня, к примеру, лишний вес из-за неправильного пищевого поведения - я не должна обращать внимание на питание ребенка, пока сама не похудею? :)
Наоборот, если я по себе знаю, что невнимание и несобранность сильно осложняют жизнь - я тем более постараюсь уберечь ребенка от этих проблем. При этом и себя буду стараться изменить, конечно... но мне сложнее, у ребенка психика гибче.
11. Кому-то да. А кому-то нет. Люди все разные, не всех обрадуют объятия и добрые слова, когда ситуация предполагает активные действия.
14.Каким индикатором будем определять наличие и интенсивность любви к детям?
Человек, в принципе не любящий детей, не пойдет на такую работу в принципе. С другой стороны, что такое любовь, каждый понимает по-своему. С третьей стороны - для любви у ребенка есть родители и бабушки-дедушки, а няни и учителя должны быть прежде всего добросовестными профессионалами.
15.Чушь. Полное наоборот. Учится ребенок для себя, для своего будущего. Обязанности по дому - чтобы маме помочь. А карманные деньги - просто так. Может, еще и кормить его за достижения? И подарки покупать исключительно за обязанности?
16.Слово "уважать" в русском языке имеет как бы 2 значения. Одно - "считать равным себе", типа "каждый человек достоин уважения", второе - "считать выше себя", "уважать за что-то, за какие-то заслуги". Первое "уважение" априори не может быть больше или меньше, как не может кто-то быть более или менее человеком. Второе - зависит от заслуг :), а не от желания того, кто уважает.
19.Какая логика в том, что дохваливать можно, а доругивать нельзя? Это мой ребенок, и я лучше, чем чужие люди, знаю, сколько ему надо похвалы и ругани :). А завышенная самооценка так же вредна в жизни, как и заниженная.
26.Какой механистичный подход! Простить - значит обмануть? Передумать на основании новых данных - значит обмануть? Опомниться и понять, что в горячке ляпнул лишнее - значит обмануть? Так рассуждал мой ребенок в свои 5 лет: "Ты сказала, что сможешь починить машинку только завтра, а починила сегодня, значит, ты меня обманула!" Но уже к 6-ти годам он стал понимать, что не всякое несовпадение с истиной является обманом :) 05.09.2014 17:46:49, маугленок
1-2. Я разупрежде всего живого и здорового, без этого нельзя быть успешным.
3.Как раз самый маленький - действительно знает. А вот лет с 5-7-10 (у кого как) перестает знать :). И начинает ориентироваться на "как все", на "я же крутой", на "я не малыш, чтобы в шапке" и вплоть до классического "назло маме отморожу уши"... Это про жарко-холодно. Ну а уж про хочется ли кушать - так это и подавно многие дети путают голод с желанием вкусненького и, наоборот, забывают о еде за увлекательным занятием... чтобы потом в 12 часов ночи вдруг ощутить зверский голод.
4.Есть ли смысл ругать вообще - это отдельный вопрос. Давайте заменим слово "ругать за недостатки" на "бороться с недостатками". И тогда что же - если у меня, к примеру, лишний вес из-за неправильного пищевого поведения - я не должна обращать внимание на питание ребенка, пока сама не похудею? :)
Наоборот, если я по себе знаю, что невнимание и несобранность сильно осложняют жизнь - я тем более постараюсь уберечь ребенка от этих проблем. При этом и себя буду стараться изменить, конечно... но мне сложнее, у ребенка психика гибче.
11. Кому-то да. А кому-то нет. Люди все разные, не всех обрадуют объятия и добрые слова, когда ситуация предполагает активные действия.
14.Каким индикатором будем определять наличие и интенсивность любви к детям?
Человек, в принципе не любящий детей, не пойдет на такую работу в принципе. С другой стороны, что такое любовь, каждый понимает по-своему. С третьей стороны - для любви у ребенка есть родители и бабушки-дедушки, а няни и учителя должны быть прежде всего добросовестными профессионалами.
15.Чушь. Полное наоборот. Учится ребенок для себя, для своего будущего. Обязанности по дому - чтобы маме помочь. А карманные деньги - просто так. Может, еще и кормить его за достижения? И подарки покупать исключительно за обязанности?
16.Слово "уважать" в русском языке имеет как бы 2 значения. Одно - "считать равным себе", типа "каждый человек достоин уважения", второе - "считать выше себя", "уважать за что-то, за какие-то заслуги". Первое "уважение" априори не может быть больше или меньше, как не может кто-то быть более или менее человеком. Второе - зависит от заслуг :), а не от желания того, кто уважает.
19.Какая логика в том, что дохваливать можно, а доругивать нельзя? Это мой ребенок, и я лучше, чем чужие люди, знаю, сколько ему надо похвалы и ругани :). А завышенная самооценка так же вредна в жизни, как и заниженная.
26.Какой механистичный подход! Простить - значит обмануть? Передумать на основании новых данных - значит обмануть? Опомниться и понять, что в горячке ляпнул лишнее - значит обмануть? Так рассуждал мой ребенок в свои 5 лет: "Ты сказала, что сможешь починить машинку только завтра, а починила сегодня, значит, ты меня обманула!" Но уже к 6-ти годам он стал понимать, что не всякое несовпадение с истиной является обманом :) 05.09.2014 17:46:49, маугленок
По п.4 - там именно "ругать", как мне кажется... Хотя и "бороться" может быть тоже - смотря как бороться ))
Вот у меня муж знатный опозданец и вообще крайне медленный товарищ. И когда он начинает ругать старшую за то, что она не может вовремя собраться - это смешно. В этом случае "бороться с недостатками" было бы, если бы муж (раз уж я начала его склонять) регулярно помогал детям организовать сборы таким образом, чтобы все успевать спокойно, постепенно перекладывая ответственность за сборы на детей. А просто "ругать" - это ни о чем, только портит всем настроение ))
А по п. 15 полностью согласна. И по 1-2. 05.09.2014 22:14:38, УникаЛьнаЯ
Вот у меня муж знатный опозданец и вообще крайне медленный товарищ. И когда он начинает ругать старшую за то, что она не может вовремя собраться - это смешно. В этом случае "бороться с недостатками" было бы, если бы муж (раз уж я начала его склонять) регулярно помогал детям организовать сборы таким образом, чтобы все успевать спокойно, постепенно перекладывая ответственность за сборы на детей. А просто "ругать" - это ни о чем, только портит всем настроение ))
А по п. 15 полностью согласна. И по 1-2. 05.09.2014 22:14:38, УникаЛьнаЯ
А кто автор этих мудростей? :)
С некоторыми могу согласиться, пп.15, 26, 6 - никак нет. 05.09.2014 22:18:23, УникаЛьнаЯ
С некоторыми могу согласиться, пп.15, 26, 6 - никак нет. 05.09.2014 22:18:23, УникаЛьнаЯ
Я вообще не понимаю этого противопоставления "послушный vs успешный". Послушный (не в смысле задавленный и забитый) означает, что ребенок готов принимать нормы поведения и идти на сотрудничество - и это как раз способствует успешности во многом, как мне кажется.
05.09.2014 22:27:22, white-dove
Я так понимаю, что в данном случае послушный не означает просто "адекватный". А вот если мама говорит "надень свитер" и чадо натягивает свитер несмотря на то, что ему не холодно - это "послушный". Или чадо хочет заниматься боксом, а мама говорит, что куда полезнее бальные танцы - и ребенок безропотно идет заниматься танцами.
05.09.2014 22:30:47, УникаЛьнаЯ
Ну, в принципе, так. Просто то, как ты описываешь, я как раз и называю "задавленный и забитый"- это крайность уже . А послушный - это именно адекватный и обученный правилам поведения.
Я просто сталкиваюсь часто с точкой зрения, что послушному ребенку самому некомфортно от своего послушания - с чего бы? Неужели легче быть непослушным, когда тебя ругают и недовольны? 05.09.2014 22:47:05, white-dove
Я просто сталкиваюсь часто с точкой зрения, что послушному ребенку самому некомфортно от своего послушания - с чего бы? Неужели легче быть непослушным, когда тебя ругают и недовольны? 05.09.2014 22:47:05, white-dove
Ага, п.15 и 26 мне тоже не понравился, а с п.6 почему не согласна? Я так понимаю, речь про набивание собственных шишек?
05.09.2014 22:49:35, white-dove
Бывает некомфортно, я помню :)
Когда все вокруг еще без шапок, а ты в шапке. И послушный настолько, что и снять эту злосчастную шапку в голову не приходит, хоть и жарко.
В моем понимании "непослушный" - тот, кто может сразу сказать, что пойдет без шапки, или снять на улице, если жарко. Но для этого надо, чтобы родители именно что не "ругали", а прислушивались к мнению ребенка и уважали его. 05.09.2014 22:54:22, УникаЛьнаЯ
Когда все вокруг еще без шапок, а ты в шапке. И послушный настолько, что и снять эту злосчастную шапку в голову не приходит, хоть и жарко.
В моем понимании "непослушный" - тот, кто может сразу сказать, что пойдет без шапки, или снять на улице, если жарко. Но для этого надо, чтобы родители именно что не "ругали", а прислушивались к мнению ребенка и уважали его. 05.09.2014 22:54:22, УникаЛьнаЯ
по п.14 - а человек, работающий с детьми и при этом их не любящий, разве может состояться как профессионал? Насчет "индикатора любви" -дети прекрасно чувствуют, относится к ним педагог с любовью или формально выполняет обязанности.
И чего это, человек не любящий детей, не пойдет на такую работу в принципе? Работа в той же школе, например, массу бонусов дает, один летний отпуск чего стоит:)) это так, к слову:) И вообще, люди не всегда выбирают работу из любви к профессии, мотивы могут быть какими угодно. 05.09.2014 22:57:47, white-dove
И чего это, человек не любящий детей, не пойдет на такую работу в принципе? Работа в той же школе, например, массу бонусов дает, один летний отпуск чего стоит:)) это так, к слову:) И вообще, люди не всегда выбирают работу из любви к профессии, мотивы могут быть какими угодно. 05.09.2014 22:57:47, white-dove
По п.6 мне ближе точка зрения "Дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих" (с). Зачем вынуждать ребенка повторять путь ошибок, когда можно сэкономить время и силы, чтобы продвинуться дальше? Свои ошибки все равно будут, без них никак... Но если чадо в состоянии усваивать чужой опыт - зачем его посылать "за известными шишками"?
05.09.2014 22:58:38, УникаЛьнаЯ
Тогда это вопрос терминологии:)
Я считаю, что у меня ОЧЕНЬ послушные дети (хваст:)) И так считаю не только я, но и все взрослые, которые имеют с ними дело. При этом ни один из моих детей ни за что не стал бы надевать шапку, если жарко:) Но дома с ними всегда легко договориться, а в коллективах (сад-школа-занятия) они с готовностью принимают общепринятые правила. Я не думаю, что им от этого некомфортно -имхо, некомфортней было бы, если бы они не умели соблюдать "правила игры". 05.09.2014 23:06:17, white-dove
Я считаю, что у меня ОЧЕНЬ послушные дети (хваст:)) И так считаю не только я, но и все взрослые, которые имеют с ними дело. При этом ни один из моих детей ни за что не стал бы надевать шапку, если жарко:) Но дома с ними всегда легко договориться, а в коллективах (сад-школа-занятия) они с готовностью принимают общепринятые правила. Я не думаю, что им от этого некомфортно -имхо, некомфортней было бы, если бы они не умели соблюдать "правила игры". 05.09.2014 23:06:17, white-dove
Чтобы не навязывать свои стереотипы, что ли. Чтобы ребенок сам убедился опытным путем, а не потому что "мама сказала". Если конечно, не жизненно важный вопрос, а житейский какой-нибудь. Банальный пример:не хочешь делать уроки -ну не делай, и посмотри, что из этого получится. Скорее всего, результат ребенку самому не понравится:))
05.09.2014 23:11:12, white-dove
А. Я это называю "адекватные", которые умеют договариваться и понимают, где какое поведение уместно и допустимо )
У меня старшая послушная, младшая - куда сложнее... Но в целом адекватна, мне кажется ) 05.09.2014 23:11:18, УникаЛьнаЯ
У меня старшая послушная, младшая - куда сложнее... Но в целом адекватна, мне кажется ) 05.09.2014 23:11:18, УникаЛьнаЯ
Если у ребенка сообразительности и памяти хватит, то можно и не делать, и последствий не будет ) Наше дело предупредить, ребенкино - примерить на себя и выбрать свой путь.
05.09.2014 23:13:03, УникаЛьнаЯ
Можно и так назвать:) в принципе, мы об одном и том же говорим.
Зы: младший у меня тоже более харАктерный, чем старшая, но это и к лучшему -будущий мужчина все же:))) 05.09.2014 23:18:20, white-dove
Зы: младший у меня тоже более харАктерный, чем старшая, но это и к лучшему -будущий мужчина все же:))) 05.09.2014 23:18:20, white-dove
Да, согласна, наше дело предупредить, а ребенок пусть сам выводы делает: захочет -прислушается, нет -пусть убедится на собственном опыте.
05.09.2014 23:20:08, white-dove
Кроме этого, еще и затем, чтобы был опыт неудач, опыт падений - и опыт преодоления неудач. Чтобы первое же поражение не сломало человека психологически.
В детстве я читала один рассказ в "Пионере", про спорт, там тренер говорил герою: "Помни, что удача не должна вскружить тебе голову, а неудача - сломать крылья".
Но для этого надо иметь опыт неудач. 05.09.2014 23:33:02, маугленок
В детстве я читала один рассказ в "Пионере", про спорт, там тренер говорил герою: "Помни, что удача не должна вскружить тебе голову, а неудача - сломать крылья".
Но для этого надо иметь опыт неудач. 05.09.2014 23:33:02, маугленок
Мало, с чем согласна. И, главное, не нравится мне это противопоставление послушных и успешных. Как будто послушные не бывают успешными, а успешность - обязательное продолжение непослушания. Если ребенок успешен, то он успешен (и еще надо определить, что под этим понимать). Потому что быть президентом - это одно. Быть просто счастливым - это другое. Быть счастливым самому и делать жизнь других лучше - это вообще третье. Эти группы могут пересекаться в одном человеке, а могут и нет.
05.09.2014 23:36:00, Василиса из сказки
Что понимать под "послушным". Если в смысле управляемый, то, имхо, навряд ли станет успешным. Ибо подавление авторитетами в детстве плавно перетечет в то же самое во взрослой жизни
08.09.2014 10:43:26, Ma_Lvinka