"Ага, - сказала весёлая мама, я знаю, что малыш после года - активный исследователь. Но, к сожалению, исследователь без тормозов" - "Как начал ходить, подхватила другая, - никакой послушности. Даже нарочно шкодит, обои отрывает, клацает пультом, делает громкость на всю. Постоянно поясняю, что так делать нельзя, пока не помогает. Ругать и наказывать?"
Нет. Пояснения мало помогут. Лет до двух, а то и до двух с половиной малыш ещё не отделил, не выделил себя из окружающего мира, и поэтому авторство собственного проступка не осознаёт. Вы говорите ему: «Ты зачем ободрал обои?!», - а малыш, по сути, не в курсе: то ли он отодрал обои, то ли сами со стенки спрыгнули, когда он пытался их сковырнуть.
Так что ругать и наказывать его за «хулиганство» бессмысленно и даже опасно. Он усвоит только одно: я плохой и мама меня не любит. А если подобное повторяется часто, пошатнётся доверие к миру, в который он так недавно пришёл.
Куда эффективнее не ругать малыша (и тем более не наказывать), а предугадывать и предотвращать ситуации, которые могут вызвать нежелательное поведение. (Например, убрать пульт повыше - подальше, чтобы он не попадался на глаза малышу). А ещё придумайте заменители (вместо обоев, например, предлагайте порвать газеты).
А если нет сил сдержаться, сетуйте "обижайтесь" не на мелкого хулигана, а на саму ситуацию, то есть на то, что он сотворил («Ой, да что же это такое! Мои дорогие чистенькие обои...» (ну, и т.д.).
Итак, На действия, на само поведение малыша влияют через ограничения, отвлечения и прямые запреты (которых, напомним, должно быть мало и все они 100%).
Нина Некрасова