Самой Природой так запрограммировано: созревание-развитие человека происходят всегда. И всегда - в определённой последовательности. Сначала малыш научится сидеть, а потом ходить, и только потом - бегать; он забормочет, прежде чем научится говорить; сначала сумеет нарисовать круг, и только потом – квадрат; он становится эгоистичным, прежде чем научиться альтруизму; поначалу он зависит от других, и только потом научится полагаться на себя. Все его навыки и способности, которые он приобретает, подчиняются законам роста!
Именно из-за этих процессов внутренней саморегуляции порою дети так стойко сопротивляются нашим усилиям обучить их чему-то новому (и, по нашему мнению, крайне необходимому для него).
Есть задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого, а есть такие, до которых он просто ещё "не дозрел". Мудрые родители скажут: подождём. Нетерпеливые начнут бороться.
Однако, регулярно навязывая детям то, до чего они ещё внутренне не способны дотянуться, мы одновременно совершаем две вредные вещи:
А) сбиваем их биологические часы, а заодно и
Б) лишаем уверенности в себе и своих силах.
Что будет, за чем будет, в какой последовательности – решила Природа.
Наша задача – прислушиваться к ней и придерживаться её законов.
Заряна и Нина Некрасовы
из книги
Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти