В конце 2014 года для посетителей открылся Дом Мельникова.
Это здание в Кривоарбатском переулке одно из самых странных в стране. Однако на экскурсию попасть не так-то просто: экскурсии проводятся со вторника по субботу, один раз в день в 13 часов, группа не более 5 человек. Стоимость 300 рублей, записаться можно по телефону 8 (495) 697 8037, обязательны паспортные данные – билет бронируется и выкупается потом в кассах музея архитектуры им.Щусева. 1 сентября 2015 года в 11:00 откроется запись на посещение Дома Мельникова в октябре.
Мне же повезло дозвониться в мае И получить билет на посещение музея на 2 июня.
Итак, 2 июня в 13 часов у входа в дом нашу маленькую группу встретила хранитель музея Анна. Мы осмотрели двор музея, обошли дом кругом и зашли в него.
Во время экскурсии дом запирается на ключ, и группу сопровождает сотрудник охраны. Вещи можно спокойно оставить в прихожей, выдаются «музейные» тапочки.
Архитектор Константин Мельников возвел дом в 1927-1929 годах по собственному проекту. Здание является единственным частным домом, построенным в центре за все советское время. Архитектор получил участок в Кривоарбатском переулке и разрешение на строительство собственного дома-мастерской по своему же проекту не просто так: на тот момент Мельников был одним из ведущих архитекторов не только в СССР, но и во всем мире. Он построил павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже, а также создателем первого саркофага для тела Ленина в 1924 году.
Построили дом из простых материалов — дерева и кирпича. Автор вписал два цилиндра друг в друга так, чтобы они образовали восьмерку. Благодаря некоторым идеям и оригинальным техническим изобретениям проект вышел на 2/3 дешевле, чем обошелся бы традиционный вариант. Дом построен из кирпича, при этом кладка осуществлялась со сдвигом вдоль стены через ряд и поперек стены через два ряда. В результате образовалось 124 проема, часть которых использовались как окна. Остальные ниши были заложены строительным мусором, что позволило значительно удешевить стоимость строительства и сэкономить стройматериалы – по свидетельствам очевидцев со стройплощадки не было вывезено ни одной тачки мусора. Также такой оригинальный каркас стен оставляет возможность впоследствии при надобности менять расположение проемов, расшивая новые окна и заделывая существующие, не ослабляя при этом несущих конструкций. Круглая форма была выбрана не только из-за оригинальности, она более прочна и устойчива. Это как башня или крепость. Благодаря необычной конструкции и кирпичной кладке отпала потребность в несущих столбах и перемычках. Соответственно внутренняя планировка от этого независима. Кстати, межэтажные перекрытия выполнены из деревянных досок, поставленных на ребро под прямым углом. Это выглядит как сетка из квадратных ячеек. В результате этого в межэтажных перекрытиях не использованы колонны, стропила и балки.
Ещё будучи студентом, весной 1912 года Константин Мельников женился на Анне Гавриловне Яблоковой. В 1913 году у них родилась дочь Людмила, а в 1914 году сын Виктор. В новый дом въехали супруги Мельниковы с разнополыми детьми 15-ти и 16-ти лет.
В первой половине 20-х годов по случаю приобрели большой набор антикварной мебели - предметы красного дерева русской работы конца 18-19 веков.
ПРОДОЛЖЕНИЕ (2 части) - В КОММЕНТАРИЯХ
Кухня (7 м²) примыкает к столовой.
В перегородку между кухней и столовой был встроен буфет. Из кухни хозяйка дома по специальной переговорной трубе (внутреннему телефону) могла общаться с членами семьи, находящимися в других помещениях.
Кухня освещается двумя шестиугольными окнами, перед которыми размещён рабочий фронт — газовая плита и длинный стол с ёмкостями для продуктов и посуды. Над плитой устроен уникальный для 1920-х годов стеклянный экран-вытяжка, позволяющий удалять воздух от плиты через вентиляцию, что было особенно важно, так как кухня не имела закрывающейся двери.
На кухне сплошная столешница и дымоуловитель. Изначально столешница доходила до конца, но потом ее пришлось отрезать, так как на месте оконного проема была сделана дверь. Дети выросли, в доме появилась еще одна семья, понадобился отдельный вход. До того, как здесь появилась дверь, проем использовался для холодильного шкафа.
В подвале дома находятся камера калорифера (14,6 м²), из которой тёплый воздух по каналам расходится по всем помещениям дома. Топка калорифера соединена каналом с кухней — по нему вниз сбрасывался мусор, который можно было сжечь. Кроме этого, в подвале были устроены кладовая и погреб для хранения продуктов.
Туалет обычный, ничем не примечательный. А вот ванная заслуживает внимания.
Ее привезли из Европы! Хозяева даже шутили, что дом построен вокруг этой ванны. Отчасти это можно назвать правдой, она бы не вошла ни в один дверной проем, поэтому ванну внесли в дом на стадии строительства, когда еще не было перегородок.
Гардеробная. Встроенные шкафы – для того времени оригинальное решение. Здесь же переодевались перед отходом ко сну.
В спальне на втором этаже нет шкафов, та комната предназначена исключительно для того, чтобы спать. Архитектор организовывал пространство в соответствии со своими понятиями.
Две одинаковых по размеру детских рабочих комнаты (4,5 м²) сына и дочери архитектора.
В каждой комнате предусмотрено по одному шестиугольному окну, оборудованы места для ученических занятий: вблизи окна у перегородки стояли письменные столы, полки для книг и учебников. На побеленном потолке этих комнат изображены цветные треугольники: жёлтый у дочери, синий у сына.
В комнате с синим треугольником чертёжный стол.
Рабочая комната хозяйки, Анны Гавриловны Мельниковой (5,4 м²). Здесь находился шкаф для белья, место для глаженья, швейная машина.
Уникальна дверь между передней и коридором.
Ее створка обслуживает сразу два проема! Дверь может закрывать переднюю, объединяя коридор с лестницей на второй этаж, так она используется чаще всего. Но ею можно также закрыть вход в коридор, как бы удлиняя пространство передней.
21.08.2015 12:28:07, яшма
На втором этаже располагается большая гостиная. В ней принимали гостей, общались и музицировали.
Свет попадает через панорамное окно. Слева стоит диван, лежа на нем по утрам можно было видеть первый луч солнца. Для этого было сделано специальное окно, причем оно единственное восьмиугольной формы.
Первоначально это окно предусмотрено не было, однако в процессе строительства Мельников обратил внимание, что через этот просвет в гостиную попадает луч солнца, вышедшего из-за соседнего дома, и окно было оставлено.
Печку сделали во время войны и все жили здесь. Ковер был привезен из Франции.
Спальня была общей для всех членов семьи.
В середине двухспальная кровать родителей, справа и слева - детские. Спальные зоны изолированы перегородками, что дает хоть какое-то личное пространство. Из мебели только два небольших столика и собственно кровати. Причем они были вделаны в пол и являлись как бы его продолжением. Обратите внимание, все углы скруглены, на стенах итальянская штукатурка, такую же отделку имели пол и потолок. По утрам, когда солнце заливает светом комнату, оказываешься как будто в уютной золотистой пещерке.
Кровати были сделаны из оштукатуренных досок, в внутрь вставлялись панцирные сетки. К сожалению, оригинальные кровати утрачены. Во время войны в театр Вахтангова, находящийся неподалеку, попала бомба. Говорят, дом подпрыгнул и встал на место. Здание устояло, а вот кровати пришли в негодность. Восстанавливать их не стали, заменили обычными.
Мастерская - третий этаж большого цилиндра.
Изначально эту мастерскую Константин Мельников оборудовал для себя, но потом он уступил ее сыну, перебравшись в гостиную. Она освещается 38 шестиугольными окнами, образующими сложный орнаментальный рисунок.
Использованный приём освещения мастерской придавал помещению необычный облик и создавал идеальные условия освещённости рабочего места архитектора — свет шёл со всех сторон и рука не затеняла чертёж.
Выступ малого цилиндра образует в мастерской антресоль, с которой К. Мельников любил рассматривать разложенные на полу эскизы, рисунки, живописные работы. С антресольного балкона имеется выход на террасу, ограждённую глухим парапетом. Кровля была сделана ребристой и покрыта железом, поверх которого устроен решетчатый деревянный настил. Вода через ритмично расположенные отверстия стекала в желоба и отводилась в водосточные трубы, укреплённые в стыках цилиндров. Над частью террасы устроен козырёк, являющийся продолжением круглого перекрытия северного цилиндра. Летом на террасе Мельниковы пили чай, отдыхали на воздухе, загорали.
В доме нет ни одного полностью круглого помещения. Часть жилых комнат — треугольные, есть изогнутые пространства, конусообразные. Странные окна, цилиндрические формы, панорамное остекление — все это выглядит естественно и подчинено функциональности внутреннего пространства. На самом деле очень удобный дом, создан для того, чтобы в нем жить - архитектор пытался создать идеальный особняк, обеспечивающий человеку все необходимое с учетом московского климата и всевозможных обстоятельств.
Такой формат экскурсий очень удачен – маленькая группа, раз в день. Никто не торопится, экскурсовод с удовольствием рассказывает о своей работе, экскурсанты задают море вопросов и на каждый получают обстоятельный ответ. При заявленном времени 1,5 часа на экскурсию разошлись мы гораздо позже. 21.08.2015 12:29:08, яшма
Свет попадает через панорамное окно. Слева стоит диван, лежа на нем по утрам можно было видеть первый луч солнца. Для этого было сделано специальное окно, причем оно единственное восьмиугольной формы.
Первоначально это окно предусмотрено не было, однако в процессе строительства Мельников обратил внимание, что через этот просвет в гостиную попадает луч солнца, вышедшего из-за соседнего дома, и окно было оставлено.
Печку сделали во время войны и все жили здесь. Ковер был привезен из Франции.
Спальня была общей для всех членов семьи.
В середине двухспальная кровать родителей, справа и слева - детские. Спальные зоны изолированы перегородками, что дает хоть какое-то личное пространство. Из мебели только два небольших столика и собственно кровати. Причем они были вделаны в пол и являлись как бы его продолжением. Обратите внимание, все углы скруглены, на стенах итальянская штукатурка, такую же отделку имели пол и потолок. По утрам, когда солнце заливает светом комнату, оказываешься как будто в уютной золотистой пещерке.
Кровати были сделаны из оштукатуренных досок, в внутрь вставлялись панцирные сетки. К сожалению, оригинальные кровати утрачены. Во время войны в театр Вахтангова, находящийся неподалеку, попала бомба. Говорят, дом подпрыгнул и встал на место. Здание устояло, а вот кровати пришли в негодность. Восстанавливать их не стали, заменили обычными.
Мастерская - третий этаж большого цилиндра.
Изначально эту мастерскую Константин Мельников оборудовал для себя, но потом он уступил ее сыну, перебравшись в гостиную. Она освещается 38 шестиугольными окнами, образующими сложный орнаментальный рисунок.
Использованный приём освещения мастерской придавал помещению необычный облик и создавал идеальные условия освещённости рабочего места архитектора — свет шёл со всех сторон и рука не затеняла чертёж.
Выступ малого цилиндра образует в мастерской антресоль, с которой К. Мельников любил рассматривать разложенные на полу эскизы, рисунки, живописные работы. С антресольного балкона имеется выход на террасу, ограждённую глухим парапетом. Кровля была сделана ребристой и покрыта железом, поверх которого устроен решетчатый деревянный настил. Вода через ритмично расположенные отверстия стекала в желоба и отводилась в водосточные трубы, укреплённые в стыках цилиндров. Над частью террасы устроен козырёк, являющийся продолжением круглого перекрытия северного цилиндра. Летом на террасе Мельниковы пили чай, отдыхали на воздухе, загорали.
В доме нет ни одного полностью круглого помещения. Часть жилых комнат — треугольные, есть изогнутые пространства, конусообразные. Странные окна, цилиндрические формы, панорамное остекление — все это выглядит естественно и подчинено функциональности внутреннего пространства. На самом деле очень удобный дом, создан для того, чтобы в нем жить - архитектор пытался создать идеальный особняк, обеспечивающий человеку все необходимое с учетом московского климата и всевозможных обстоятельств.
Такой формат экскурсий очень удачен – маленькая группа, раз в день. Никто не торопится, экскурсовод с удовольствием рассказывает о своей работе, экскурсанты задают море вопросов и на каждый получают обстоятельный ответ. При заявленном времени 1,5 часа на экскурсию разошлись мы гораздо позже. 21.08.2015 12:29:08, яшма