На сегодняшний день у многих родителей часто возникают вопросы, связанные с нарушением мышечного тонуса у ребенка. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Мышечный тонус напрямую связан с работой двигательной сферы. Контроль за ней осуществляет наша нервная система. Снижение или повышение мышечного тонуса, двигательной активности, наличие аномальных, «избыточных» движений – все это часто является патологическим состоянием. Оценка нормы и патологии двигательной сферы, а также уровень поражения нервной системы и само заболевание его вызвавшее, определяются детским неврологом.
Принято делить движения на произвольные и непроизвольные.
Произвольные движения – это движения, осуществляемые осознанно и самостоятельно:
- стояние;
- ходьба;
- хватательные движения;
- удержание предметов руками и др.
К непроизвольным (автоматизированным) относятся:
- мелкая моторика (мимика, жесты);
- автоматизм движений.
Проверка работы двигательной сферы у ребенка производится при помощи изучения активных и пассивных движений, мышечного тонуса и координации движений. При наличии полного объема движения в суставах, достаточной мышечной силы и тонуса, необходимость исследовать пассивные движения отпадает.
Исследования пассивных движений осуществляется врачом в положении лежа у ребенка (положение полной мышечной релаксации). Детский врач определяет подвижность в суставах, а также путем ощупывания - тонус мышц.
При атонии (гипотонии), т.е. сниженного мышечного напряжения, отмечается:
- дряблость;
- вялость мышц;
- избыточность движения в суставах;
- снижение сухожильных рефлексов.
При гипертонии отмечаются, наоборот:
- «скованность» мышц;
- повышенная напряженность мышц;
- ограничение активных движений;
- появление патологических рефлексов;
- гиперрефлексии.
В обоих вариантах измененного мышечного тонуса снижается мышечная сила, а также скоординированность движений.
Силу мышц, наличие парезов и параличей у детей старше 3-х лет определяют при помощи:
- динамометра;
- исследования ходьбы;
- специальных неврологических проб (например, проба Барре и др.).
У детей младше 3-х лет силу мышц определяют при помощи наблюдения за:
- двигательной активность конечностей;
- способностью ребенка перемещаться в пространстве;
- способностью брать и удерживать игрушки;
- способностью сопротивляться целенаправленному осмотру врача и др.
Силу мышц определяют при помощи специальной международной, так называемой, «шестибалльной системе». Оценка на «4» и «5» по этой системе является нормой.
При осмотре грудного ребенка врач будет проводить исследование, соблюдая правило: «снизу вверх», т.е. осмотр с ног и выше. Это дает малышу возможность привыкнуть к незнакомому человеку (врачу) и не испугаться. При плаче, беспокойстве ребенка правильная оценка двигательно-рефлекторной сферы крайне затруднительна.
У детей старшей возрастной группы осмотр специалиста должен осуществляться наоборот – «сверху вниз».
Когда врач говорит о мышечной дистонии, он имеет ввиду нарушение тонуса мышц в различных участках тела, «избыточности» двигательной активности, пластичности движений у ребенка.
«Избыточными» движениями можно считать:
- дрожание (тремор);
- медленные вычурные движения конечностей, тела (атетозы) и др.
Не всегда мышечная дистония, особенно у ребенка первого года жизни, является патологической.
Мохов Константин Олегович
Детский невролог высшей категории
Кандидат медицинских наук
Детская поликлиника Литфонда [ссылка-1]