1 сентября 2015 года моя дочь Саша, как и тысячи других детей, отправилась в первый класс. Как и многим другим мамам, мне пришлось тщательно подготовиться самой и подготовить всех домочадцев к грядущим переменам, некоторые из которых стали настоящим сюрпризом для нашей семьи.
Прежде всего, у нас кардинально изменился режим. Я встаю раньше всех, так как не хочу собираться в суете, готовлю завтрак, потом бужу мужа и детей.. Мы завтракаем, болтаем, обсуждаем планы на день, дети даже успевают посмотреть мультики. Дочь веселая и довольная собирается на учебу. Как мне однажды сказал один детский психолог: «Посмотрите, с каким настроением ваш ребенок просыпается — это лучший индикатор семейного климата», поэтому я всегда стараюсь сделать так, чтобы дети просыпались с улыбкой.
Нам с мужем пришлось реорганизовать индивидуальное расписание дочери и всей семьи. Раньше в садике она оставалась целый день и я была совершенно спокойна. Теперь же ребенок рано заканчивает школу. Ее надо забрать домой, покормить и отвести на кружок или секцию. Мы провели семейный совет и обсудили, кто какие роли на себя берет. В семье все работают, но ребенок требует внимания и заботы, поэтому нам, родителям пришлось немного ужаться в своем личном расписании. С другой стороны, мы стали проводить больше времени вместе: отлично получается совмещать тренировки по плаванию (пока дочь занимается в группе, я тренируюсь на соседней дорожке) или велопоходы: мы собираем большую компанию и вместе со школьными друзьями дочери исследуем окрестности.
С началом учебного года появилось множество новых забот. Я стала членом родительского комитета. Я придерживаюсь мнения, что в вопросах воспитания ребенка родители и школа должны стремиться к здоровому балансу. От школы я жду взаимного сотрудничества и уважения к личности ребенка. Я не хочу, чтобы мою дочь превращали в копилку ненужных знаний. Мне бы хотелось, чтобы школа научила Сашку самостоятельно мыслить и не бояться высказывать свое мнение, а также выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.
Дома мы с дочкой уже начали осваивать первые уроки самостоятельности. Еще летом я задумалась об организации обучения дочери таким образом, чтобы быть в курсе ее школьных дел, следить за успеваемостью, но при этом с первого дня дать ей понять, что она стала взрослее.
Я не сижу и не делаю с дочкой уроки. Но Саша готова к тому, что после прихода из школы она может отдохнуть, а потом надо идти в свою комнату и делать уроки. Когда я прихожу после работы, я как бы между делом спрашиваю, что было задано. И она с удовольствием мне это показывает. Все происходит естественно и без жесткого контроля. Мы придерживаемся золотой середины между доверием и контролем. Какую-то зону ответственности я отдала дочке, но при этом я всегда в курсе, что задали, какое у нее расписание т.д. С большим удовольствием вместе мы делаем творческие задания: учим стихи, мастерим поделки и т.п.
Но, пожалуй, больше всего за время подготовки к школе удивила себя я сама, когда неожиданно поймала себя на мысли, что ужасно волнуюсь. Я переживаю за отношения дочки с учителем, с одноклассниками, за ее школьную жизнь, грядущие успехи и неудачи.
Наверное, это волнение о том, что моя любимая дочка стала взрослой. Начался новый этап в ее жизни, который связан с тем, что она растет и развивается. Она по-прежнему залезает ко мне на колени, но при этом смотрит на меня все более серьезным взглядом и задает все более сложные вопросы… На них все труднее искать однозначные ответы.
Возможно, я переживаю за ее собственные ощущения от этой самой жизни. Мне очень хочется, чтобы этот мир никогда не разочаровал ее и оказался приятным и безопасным местом. Мы, взрослые, несем ответственность за то, в каких условиях будут расти и развиваться наши дети, и, пожалуйста, давайте вместе мы попытаемся сделать так, чтобы наши дети жили в достойном мире.