Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, снижением познавательных интересов.
Причины возникновения:
- любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств,
- родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др.
- угрозы выкидыша, иммунологическая несовместимость (по резус-фактору),
- преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение,
- перенесенные матерью инфекции во время беременности, действие лекарств в этот период,
- пищевые отравления будущей матери, принятие ею алкоголя, наркотиков, курение,
- травмы, ушибы в области живота.
В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Гиперактивный тип проявляется значительно чаще.
Коррекционная работа у детей с ММД должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:
- лечение лекарственными препаратами;
- занятия с логопедом;
- работу с психотерапевтом, нейропсихологом;
- активное участие родителей.
Одним из характерных признаков ММД является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У таких детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений речи. У большинства детей с ММД имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь (восприятие и понимание речи) этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи (речевое высказывание) этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.
Структура речевого дефекта детей с ММД является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ММД, проводится по следующим направлениям:
- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
- Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти
- Формирование пространственных представлений
- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти
- Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики
- Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова
- Развитие лексики, грамматики
- Формирование морфологической и синтаксической системы языка
- Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Формирование анализа структуры предложений
- Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи
Коррекционно–логопедическое воздействие при ММД осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально–психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
Отделение логопедии
Детская поликлиника Литфонда