Статья дня

Самостоятельность в бытовых навыках (дети 2-4 лет)

Сразу оговорюсь: я не воспитатель, не дефектолог, не какой-либо еще специалист по детям такого возраста. Я не читала научной литературы по таким детям, не занималась статистическим анализом, не писала исследовательских работ. Просто так сложилось, что у меня трое детей, двое из которых вышли из указанного возраста, а третий находится как раз в середине этого периода.
На сайте нередко встречаются вопросы от мам детей 2-4 лет: "Почему мой ребенок до сих пор не одевается и не раздевается самостоятельно? Почему не ест сам?"
Я просто хочу предложить Вашему вниманию свои наблюдения и размышления по этим вопросам, особенно волнующим мам первенцев.
Много лет назад я сама была такой мамой. Причём первенец мне достался непростой, с неврологическим диагнозом. Врачи проблем с интеллектом не обещали, а вот вопрос двигательных нарушений оставался открытым. Я проштудировала имеющиеся в доступе журналы о детях (тогда их было немало, в них нередко публиковались статьи практикующих врачей и других специалистов по детям от 0 и старше), книги Комаровского, Спока, отрывки из книг Никитиных - в общем, всё что попалось под руку. И пришла к выводу, что главное - не мешать ребёнку идти вперёд (а ребёнок без тяжёлых нарушений непременно будет делать такие попытки), жить-то он хочет, и причём жить в среде себе подобных.
Но, для того чтобы идти вперёд, ребёнку нужно иметь развитую мышечную систему, развитую координацию, сформированные связи между нейронами в мозге (если я правильно формулирую))). Поэтому очень важно уделять внимание развитию крупной и мелкой моторики уже с младенчества, а именно: максимально удовлетворять познавательную активность мелкого и нередко достаточно шустрого и требовательного исследователя. Пусть тянется за игрушкой, пусть пытается ползти по полу (месяцев с 3х, а то и раньше, дети отлично чувствуют себя на полу при наличии соответствующей подстилки), пусть трогает всё, что ему можно, находясь на руках у родителей. Когда ребёнок начнёт сам передвигаться, ему желательно предоставлять максимум возможностей. Пусть ползает, встаёт, опирается, тянется, падает, снова встаёт (когда ребёнок падает, лучше подождать, пока он хотя бы не попытается сам встать). Пусть у него с первого раза не получается что-то самостоятельно, но (помимо развития костно-мышечного аппарата) у него в голове отложится, что он сам пытался это сделать. В следующий раз получится чуть больше, и он это запомнит. А на двадцатый раз он встанет. САМ встанет. И это будет ЕГО победой, и отложится в его голове - что он может САМ. Естественно, всё это развитие происходит в своём темпе, и не всегда стоит буквально пытаться следовать таблицам возрастных норм. Однако лучше быть излишне тревожной, чем излишне расслабленной мамочкой, поэтому при возникновении вопросов следует проконсультироваться с врачом. Особенно это касается детишек с определёнными диагнозами. Мамы таких детей не могут ждать по полгода, когда ребёнок решит заняться переворотами, они вынуждены следить за тем, чтобы ребенок укладывался в возрастные нормы, потому что никто точно не может сказать, почему ребенок с опозданием осваивает навыки: это его индивидуальная траектория развития (вариант нормы) или это проявления того самого диагноза. Поэтому в ход идут массаж, специальная гимнастика, водные процедуры и прочие стимуляторы двигательной активности (которые никак не повредят и обычным детям).

Однажды наступает период (ещё задолго до года), когда младенец начинает проявлять большой интерес к действиям окружающих людей и предметам, которыми они пользуются. Как правило, сначала к предметам. И тут наступает самое время познакомить ребенка с ложкой и прочими интересными вещами. Пусть воинственно размахивает этой самой ложкой у мамы на коленях, когда та обедает (главное, чтобы без травм). Когда-нибудь он очень заинтересуется тем, что она ест. Вот тогда ложка пойдет в ход... К сожалению, в этот период мне приходилось есть в фартуке, но ничего не поделаешь. Конечно, многие пользуются специальным детским стульчиком, и это тоже отличный вариант. Такой стульчик был у моего старшего ребёнка. Но ребёнок периодически стучал по тарелке ложкой, в результате еда оказывалась на обоях, на столе и едва ли не на потолке. На коленях мне было проще детей контролировать. Я заметила, что мои дети ели со значительно большим аппетитом в компании взрослых, нежели чем когда их кормили отдельно. Однако, вероятно, есть дети, на которых эта самая компания может действовать возбуждающе, поэтому их лучше будет кормить в одиночестве. Этот вопрос может решить только конкретная мама с конкретным ребёнком. Факт остаётся фактом: трое моих детей к году вполне владели ложкой и мимо рта её практически не проносили, а к 2 годам умели и вилкой пользоваться, и всё это не требовало практически никаких усилий от родителей, кроме периодического вытирания стола и смены одежды для детей и родителей (сначала чаще, потом всё реже), но без этого вообще сложно обойтись при любом раскладе, как мне кажется. И ещё: дети ели только тогда, когда хотели есть, столько, сколько хотели и то, что хотели. На столе обычно есть выбор, и дети получали то, за чем тянулись. Если им хотелось есть хлеб вместо супа, то они ели хлеб. Хотелось только макарон или только гречки без котлет - значит, ели только гречку. Даже если это продолжалось по несколько дней.

Продолжение следует.
20.02.2016 18:44:29,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!