Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины возникновения
- Здоровье (патология беременности и родов)
- Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями, педагогическая запущенность и т.д.)
- Билингвизм (в детском саду говорят с ребенком на русском языке, а в семье - на другом)
- Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок (у «неговорящих» родителей и дети неговорящие)
Основные признаки общего недоразвития речи:
- позднее начало развития речи;
- замедленный темп речевого развития;
- ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
- нарушение формирования грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
Характеристики детей с ОНР
Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления:
- ребенок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
- наблюдается отставание в развитие логического мышления;
- дети заметно отстают в развитии двигательной сферы;
- отмечается недостаточно устойчивое внимание;
- снижение вербальной памяти;
- речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
- первые слова появляются ближе к 3-4 годам.
4 уровня общего недоразвития речи
- 1 уровень - у детей полностью речь отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
- 2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
- 3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
- 4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений, общей, тонкой и речевой моторики.
Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.
Логопедическая работа должна быть построена комплексно, то есть должна включать:
- лечение лекарственными препаратами;
- занятия с логопедом;
- работу с психологом;
- активное участие родителей.
Нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.