После осмотра экспозиции идем на самое крупное в мире научно-исследовательское судно «Витязь».
История этого судна охватывает немецкий, советский и российский периоды. В 1939 году в Бремерхафен было спущено на воду рефрижераторное судно под именем «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался нацистами в качестве военного транспортного судна. После завершения войны оно было передано Великобритании в качестве репарации, а затем менее чем через год - СССР. В 1946-1947 годах под названием «Экватор» судно выполняло грузоперевозки. В 1947-1949 годах судно перепрофилировано в научно-исследовательском судно Академии Наук СССР и получило своё нынешнее название «Витязь». В результате судно меняло свое имя целых 5 раз, прежде чем стать «Витязем».
Под флагом Академии Наук СССР судно плавало 30 лет, с 1949 по 1979 год, совершило в общей сложности 65 научных рейсов, прошло около 800 тысяч миль. С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных - погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа советской океанологии, в экспедициях работали учёные из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира.
Целых 11 лет судно простояло заброшенным. Нам показали одно из помещений (душевые), сохраненное в виде до реставрации – полнейшая разруха… Учитывая значительный вклад судна «Витязь» в изучение Мирового океана, в 1992 году было принято решение об его сохранении в виде музея. Через два года ремонтно-восстановительных работ «Витязь» был пришвартован у причала Набережной исторического флота.
Поднявшись по трапу и войдя во внутрь корабля Витязь, нас встречает картина «Три богатыря». Начало экспозиции рассказывает и показывает, как проходили исследования мира по морю.
Представлены карты и ценности того времени.
Какие товары и пряности возили с востока. Дальше начинается представление быта экипажа судна.
Представлены каюты и лаборатории научного персонала. На кораблях и в настоящее время используются световые огни, а в те далёкие времена световые огни говорили очень много о судне. Стоит судно или движется, буксирует другое судно или его буксируют. При этом кроме силы света, очень важен был цвет фонаря. На судне «Витязь» представлена фонарная комната с большой коллекцией сигнальных фонарей.
Очень понравилось реальное знакомство с кораблем и жизни на нём. Приходилось несколько раз спускаться и подниматься по трапам и ходить по нешироким коридорам.
Можно было заглянуть в машинное отделение.
В одной каюте была размещена экспозиция посвящённая Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Конечно же – целая экспозиция уникальных изделий из янтаря.
Посетили мостик капитана.
Уже на палубе желающие позвонили в корабельную рынду, после чего наша экскурсия по «Витязю» подошла к концу.
На территории, которая теперь принадлежит Музею Мирового океана, находился порт. Портовые сооружения в Кёнигсберге строились с XVII века. Они часто горели, затем перестраивались, изменялись. Портовые склады, в которых сегодня разместились выставочные корпуса «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз», были построены в середине XIX века. Туда мы уже не попали, к сожалению, как и на подводную лодку.
Увы, мы не смогли посетить все выставки музея, наше время было ограничено.