Первый раз опробовали Университетские субботы в октябре. Дочь в 8 классе, поэтому искали в списке мероприятия, соответствующие возрасту. Выбрали «Физический ассорти» в РГУНГ им. Губкина.
Мастер-класс по созданию и приложению физических процессов в быту из подручного материала проводил профессор, доктор физико-математических наук Сергей Дмитриевич Варламов. Да-да, получилась не просто лекция, а действительно мастер-класс!
Лектор и его ассистент принесли в аудиторию множество различных предметов и устройств: воздушные шарики, чайник, мыльные пузыри, лестницу Якоба, люминесцентные лампы и многое-многое другое. Забегая вперед, скажу, что все-все пригодилось :).
В аудитории собрались школьники 8-11 классов, их родители и учителя, несколько студентов.
Для начала профессор попросил вспомнить основные физические единицы, такие, как ампер, килограмм, метр, секунда, температура, моль, кандела.
Затем представил бытовые примеры преобразования энергии, перехода одного ее вида в другой. Для демонстрации звука использовались гофрированные пластиковые трубки различной толщины, которые …пели.
Поющая гофрированная труба получилась на фото нечетко, но она есть:)
Профессор вращал трубки над головой и в зависимости от частоты вращения менялся звук, издаваемый предметом.
Разницу давлений представили в виде тонкостенной стеклянной бутылки с водой.
Краткий курс электричества содержал описание разрядов: дуговых (на примере лестницы Якоба), коронных (светящиеся пары ртути), тлеющих.
Опыты бывают разные
Также лектор развенчал миф, содержащийся в учебниках по физике: что кипение – это процесс образования пузырьков газа по всему объему жидкости. Здесь-то и пригодился стеклянный электрический чайник – для наглядной демонстрации.
И это тоже опыт:)
Потом пригодились воздушные шарики – иллюстрация броуновского движения. Ведь если надуть шарик и отпустить его в свободное падение, он будет метаться до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Интересно было наблюдать и за магнитным маятником.
Две пластиковые бутылки, соединенные резиновыми трубочками, играли роль сообщающихся сосудов, показывая разницу в давлении и объеме.
И это отнюдь не все опыты, было гораздо больше. Но Сергей Дмитриевич не забывал подкрепить демонстрации соответствующими формулами на доске.
Рассказчик был так увлечен, что лекция затянулась – вместо регламентированного часа – почти два с половиной.
В общем, было много интересной и полезной информации и для школьников, и для педагогов, ведь то, что показывал профессор, можно сделать и самим, даже дома.