В этом году у моей девятиклассницы в школьной программе много классических произведений большого объема, поэтому наша годовая театральная программа адаптирована к этому списку.
Театральная афиша представляет ограниченный выбор «Мертвых душ» - в театре Маяковского, в Табакерке и в кукольном театре Образцова. Я выбрала первый театр из упомянутых, надеясь на классическое прочтение гоголевской поэмы. Конечно же, основная часть зрителей – школьники старших классов.
Спектакль хорош. Интересные декорации, вернее, практически одна декорация – большой цилиндр во всю сцену, черный снаружи, белый внутри. Действие происходит то внутри него, то снаружи, а то и прямо на нем. На вид цилиндр сделан из плетеного материала, но оказывается очень пластичным – можно пролезть насквозь, что периодически и делают актеры, целиком и частично. Подобные переплетения прослеживаются и в костюмах актеров. Вторая заметная многофункциональная деталь постановки – бричка Чичикова на краю сцены.
Главный герой циничен, но в глубине души лелеет мечту о светлом будущем в кругу семьи и детей. И все мошенничества пытается провернуть только для воплощения этой мечты. Пройдошество – это временное состояние человека с чистой душой. Сергею Удовику роль явно удалась.
Игорь Костолевский виртуозно загримирован в образе Плюшкина, но подозреваю, что школьники не опознали его же в образе генерал-губернатора во втором действии без подсказки.
Второе действие – зарисовка режиссера по второму тому «Мертвых душ». Знаменитый монолог генерал-губернатора впечатляет актерской мощью, но содержание более остро воспринимается в тексте, чем на слух. Да и к концу второго действия зрители немного устали, все-таки спектакль длится три часа.
На сцене постоянное движение, герои не замирают надолго в статичных позах. Действие перемежается песнями и танцами, причем песни тоже носят нравоучительный характер. Но не скучно. Режиссер ввел в постановку несколько штучек, понятных современной молодежи – например, помещица подписывает бумаги, бормоча: Коробочка точка ру. Или сцена у Хлобуева с жеребцом – тоже смех в зале.
Не рекомендовала бы спектакль как единственное ознакомление с гоголевским произведением, все-таки лучше прочитать первоисточник, действие очень сжато и несколько изменено по сравнению с книгой.
Интересно было бы увидеть отзывы по постановкам других театров - Табакерки и театра Образцова.
А "Божественная комедия" в театре Образцова - каково?