В первую субботу октября мы с девятиклассницей посетили Государственный академический университет гуманитарных наук, внимание привлекла лекция «Сдать экзамен без стресса!». В преддверии ГИА такая тема актуальна:)
Лектор - Ольга Владимировна Идрисова, практикующий эксперт-психолог, преподаватель Института дополнительного профессионального образования ГАУГН.
Лекция посвящена особенностям экзаменационного стресса: симптомы, физиология, стадии развития. Психолог объяснила, что стресс возникает не только от отрицательных эмоций, но и от положительных. Отрицательный – дистресс - наносит вред организму, а положительный – эустресс – может принести пользу, т.к. оказывает мобилизующее действие. Однако при воздействии угрожающих факторов эустресс может превратиться в дистресс. Психология различает несколько видов раздражителей стресса – стрессоров.
Стрессоры могут быть физиологическими и психологическими, внешними и внутренними.
Все люди стрессоустойчивы, но развита эта способность по-разному. Выделяют четыре группы людей: стрессонеустойчивые, стрессотренируемые, стрессотормозные и стрессоустойчивые. В зависимости от того, как себя ощущает человек, можно выбрать способы борьбы с таким состоянием. Общие рекомендации – вести здоровый образ жизни, быть оптимистично настроенным, стать информированным реалистом, научиться встречать ситуацию не как проблему, а как задачу.
Непосредственно об экзаменах. Нужно учиться управлять паникой. Не зря родители советуют детям насытиться перед экзаменом, ведь у человека который сильно нервничает, снижается уровень сахара в крови, что может вызвать головокружение, тошноту и дрожь. Можно использовать природные релаксанты – масло лаванды или мяты успокаивает нервы, несколько капель на носовой платок помогут придти в себя. Также полезен массаж затылка и кончиков пальцев – оказывает расслабляющее действие.
Естественно, к экзамену нужно готовиться заранее, а не в последний момент. Важно рационально распределить время подготовки. Чтение вслух полезно для владения голосом, а для запоминания можно использовать метод ассоциаций. В зависимости от типа мышления – визуал или аудиал – выбирается метод осознания информации: чтение или прослушивание. Хорош и мотивационный метод – некоторая похвала или награда при достижении определенной ступени к цели. Родителям тоже нужно принять участие – создавать оптимистичный настрой, хорошо кормить и следить за соблюдением режима (здоровый сон очень важен).
В конце занятия педагог раздала несколько тестов на стрессоустойчивость, для выявления индивидуальных способностей преодоления стрессовых ситуаций.