В Литературный институт им.А.М.Горького нас привлекла лекция «Интересный русский язык: Откуда берутся новые слова и что делать со старыми? Играем со словом»
Занятие вела доцент кафедры русского языка и стилистики, кандидат фил. наук Наталья Михайловна Годенко. Она рассказала слушателям много интересной информации о словах, которую можно использовать в учебе.
Откуда же берутся новые слова в русском языке? Лексика языка развивается вместе с развитием общества. Новые слова придумывают писатели, поэты и даже маленькие дети. Такие слова называют потенциальными, т.е. созданными по продуктивной системе из имеющихся слов.
Слова можно разделить на две группы – слова активного запаса и слова пассивного запаса. Первые используются в настоящее время, а вторые – устаревающие, широко не применяющиеся. Часть устаревших сохраняется во фразеологизмах, часть переходит в архаизмы. Почему устаревают слова? Несколько причин – много значений у одного слова, некоторые отпадают постепенно; меняется лексико-фонетическая форма; меняется словообразование. Однако архаизмы могут использоваться в литературе, в исторических трудах – например, для воссоздания колорита эпохи, в официальной деловой лексике, в стихосложении, и даже в ироническом смысле.
Во второй части занятия лектор предложила аудитории небольшую викторину – по поэтическим произведениям русских поэтов, нужно было в тексте распознать архаизмы и объяснить их значение. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» просто кладезь таких выражений. Пушкин и Есенин тоже использовали устаревшие слова в своих записях, для лучшего умещения слов в поэтической строке. Наиболее активные участники унесли с собой сувениры от Литинститута.
Отмечу, что здесь выдают не сертификаты участников суббот, а справку о посещении, и нужно уточнить это заранее, перед занятием.