«Не покидай свою планету» театра «Современник», мы посмотрели 22 октября, на сцене Дворца на Яузе, в рамках школьной программы шестиклассника. Режиссер спектакля Виктор Крамер подчеркивает, что этот проект в первую очередь фантазия на тему «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, а не дословное воспроизведение. И по его же словам, фантазия получилась достаточно вольной.
Это спектакль одного Актера – в нашем случае Константина Хабенского (во втором составе играет Артур Смольянинов). Однако Актер на сцене не один – на небольшом подиуме расположился камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Маэстро Юрия Башмета. За оркестром – огромная скала, на которую проецируются различные видеоэффекты соответственно течению постановки.
Самолет Летчика потерпел крушение в пустыне. Антураж пустыни очень естественный – полная песочница песка. Ржавая табуретка – это тот самый самолет. Летчик пытается его починить, но жажда и голод делают свое дело быстрее – человека обуревают фантазии, сходные с галлюцинациями. Маленький мальчик с астероида Б-612 рассказывает ему свои приключения в поисках планеты Земля, и о своей планете. О своих друзьях - Розе, эту роль играет фотокарточка Вивьен Ли, и Лисе, здесь используется виолончель в оранжевом фраке. Принц путешествует, встречая на своем пути различные характеры: Король, Честолюбец, Пьяница, Делец, Фонарщик, Географ. Все эти роли Актер играет с помощью видеопроекций на различные кинетические объекты – гигантский шар-рюкзак, треугольник на постаменте, крутящийся куб, по сути разговаривая сам с собой. Актер играет и с залом, периодически проходя по проходам и выбирая себе помощника.
В спектакле много музыки – фрагменты произведений Иоганнеса Брамса и Густава Малера, и современного композитора Кузьмы Бодрова. Музыканты меняют костюмы, и на какое-то время даже надевают летчицкие шлемы. Последнюю песню маленького принца играет сам Маэстро.
По времени спектакль занимает полтора часа, без антракта. И начинается как-то незаметно – музыканты репетируют, свет еще не погас, а Актер уже суетится на сцене, поправляя реквизит. Начинает произносить текст и только после нескольких слов свет гаснет. В зале – аншлаг, отмечу, что последний ряд амфитеатра совсем без подъема, на уровне предыдущего.
В целом – хорошее впечатление от такой необычной постановки, хотя в некоторых местах хотелось разграничить музыку и слова, казалось, что они мешают друг другу.
(вид с последних рядов амфитеатра)