Изысканный двухэтажный особняк в центре Москвы, на Малой Никитской,6, привлекает внимание прохожих.
Согласно мемориальной табличке, здесь размещается музей М.Горького.
Однако история особняка началась отнюдь не с советского писателя. Мне удалось посетить экскурсию, посвященную именно истории создания этого классического образца стиля модерн.
Этот дом построен в самом начале 20го века известным и модным в то время архитектором – Ф. Шехтелем по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Федор Осипович предпочитал тотальное проектирование, т.е. создавал не только здание, но и внутреннее убранство. Мебель, осветительные приборы, двери и фурнитура, текстиль, мозаика и витражи – все сделано по проектам Шехтеля. Зодчий большое значение придавал архитектурному символизму, и по согласованию с заказчиками за основу творчества взял водную тему и тему мироустройства.
Даже решетка ограды особняка напоминает бегущие волны. Дом несколько ассиметричен выступами, облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. По периметру верхней части проходит фриз с изображением орхидей, причем в мозаику вкраплены кусочки смальты и в солнечную погоду цветы как бы мерцают.
Окна различны по форме, однако их окантовочное плетение сочетается с волнами ограды, а решетка балкона похожа на рыбью чешую.
Парадный вход ныне закрыт и посетители проходят в музей через …черный ход особняка, со стороны Спиридоновки. Но можно начать осмотр именно из вестибюля парадного входа и представить себя гостем Рябушинских. Пол здесь напоминает круги по воде от брошенного камня.
Интересны дверные ручки входных дверей – они имеют не только стилистический смысл, но и практическое значение, т.е. защищают дверное стекло. Стекло, кстати, подлинное, 1902 года. По замыслу архитектора, парадный вестибюль должен быть прозрачным и легким. Такому ощущению способствует витраж напротив входа, изображающий райский сад.
В помещении есть еще два витража, но они скрыты шкафами. Горькому не хватало места для книг, и в вестибюле появились четыре шкафа. Я нашла старинную фотографию этих витражей – оказывается, Шехтель установил фигуры двух богомолов, стоящих на задних лапах, а головами служили светильники в виде гроздьев, ныне утраченные.
Сейчас из-за шкафов можно увидеть лишь два кованых кронштейна для обычных фонарей.
Продолжение в комментарии
Но вернемся на лестницу. Между этажами – красивый витраж, изготовленный, как и все остальные, в Петербурге, в известной мастерской Виноградова.
Этот витраж помимо декоративного имеет и практическое значение – за ним есть проход в тайную комнату (о которой чуть позже). На стене – оригинальный фонарь.
Лестница - это путь из водного мира в мир земной. Границу водной поверхности обозначает фриз – как солнечный блик, выше него стена выкрашена в более светлый цвет. При входе на второй этаж – колонна из темно-красного мрамора, ее капитель символизирует противостояние добра и зла – композиция из переплетения лилий и саламандр.
За колонной находится темная и узкая галерея, ведущая к черной лестнице и тайной комнате.
Второй этаж – жилой, здесь располагались спальни, детские комнаты, обычная столовая. Сохранилась только одна из дверей.
Сейчас для посетителей открыты детские комнаты, в них – экспозиция, посвященная Горькому.
Третий этаж… Дом спроектирован так, что третий этаж виден только со двора, со стороны фасада дом двухэтажный.
Шехтель таким образом замаскировал тайную молельню. Рябушинские – старообрядцы, а в начале 20 века, до указа о веротерпимости, в открытую молиться было небезопасно.
Посетители поднимаются в эту комнату по черной лестнице, узкой и крутой. В плане это квадрат с куполом, наверху круглое окно, а на одной из стен – тройное окно.
В художественном оформлении помещения нет привычных христианских образов, в росписи можно распознать древние символы. Треугольники на стенах и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве.
Орел, крылатые лев и бык и ангел обозначают четырех евангелистов, а в основании купола четыре раза нарисована цитата из Евангелия. На полу – паркет, рисунок которого складывается в солнечные лучи, идущие от алтарной зоны.
Стены у трехчастного окна украшены древними символами Иисуса Христа – рыба с равноконечным крестом над ней и греческие буквы Ίχθύς (ихтус – рыба). Пять букв этого слова являются первыми буквами пяти слов Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
В молельне было много икон – Рябушинский коллекционировал старинные образы. Теперь эта коллекция находится в Третьяковской галерее. В 1905 году был опубликован указ Николая Второго о свободе вероисповедания и молельня перестала быть тайной.
Соседнее здание (Спиридоновка, 2) раньше являлось частью усадьбы Рябушинских, здесь располагались жилой флигель, каретный сарай и гараж для первых российских автомобилей, выпускавшихся на московском заводе АМО братьев Рябушинских еще при Николае II.
Ныне это музей квартира Алексея Толстого.
Экскурсия была организована ФБГОУ ВПО "Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова" в рамках "Университетских суббот". 06.05.2017 09:35:31, яшма
Этот витраж помимо декоративного имеет и практическое значение – за ним есть проход в тайную комнату (о которой чуть позже). На стене – оригинальный фонарь.
Лестница - это путь из водного мира в мир земной. Границу водной поверхности обозначает фриз – как солнечный блик, выше него стена выкрашена в более светлый цвет. При входе на второй этаж – колонна из темно-красного мрамора, ее капитель символизирует противостояние добра и зла – композиция из переплетения лилий и саламандр.
За колонной находится темная и узкая галерея, ведущая к черной лестнице и тайной комнате.
Второй этаж – жилой, здесь располагались спальни, детские комнаты, обычная столовая. Сохранилась только одна из дверей.
Сейчас для посетителей открыты детские комнаты, в них – экспозиция, посвященная Горькому.
Третий этаж… Дом спроектирован так, что третий этаж виден только со двора, со стороны фасада дом двухэтажный.
Шехтель таким образом замаскировал тайную молельню. Рябушинские – старообрядцы, а в начале 20 века, до указа о веротерпимости, в открытую молиться было небезопасно.
Посетители поднимаются в эту комнату по черной лестнице, узкой и крутой. В плане это квадрат с куполом, наверху круглое окно, а на одной из стен – тройное окно.
В художественном оформлении помещения нет привычных христианских образов, в росписи можно распознать древние символы. Треугольники на стенах и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве.
Орел, крылатые лев и бык и ангел обозначают четырех евангелистов, а в основании купола четыре раза нарисована цитата из Евангелия. На полу – паркет, рисунок которого складывается в солнечные лучи, идущие от алтарной зоны.
Стены у трехчастного окна украшены древними символами Иисуса Христа – рыба с равноконечным крестом над ней и греческие буквы Ίχθύς (ихтус – рыба). Пять букв этого слова являются первыми буквами пяти слов Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
В молельне было много икон – Рябушинский коллекционировал старинные образы. Теперь эта коллекция находится в Третьяковской галерее. В 1905 году был опубликован указ Николая Второго о свободе вероисповедания и молельня перестала быть тайной.
Соседнее здание (Спиридоновка, 2) раньше являлось частью усадьбы Рябушинских, здесь располагались жилой флигель, каретный сарай и гараж для первых российских автомобилей, выпускавшихся на московском заводе АМО братьев Рябушинских еще при Николае II.
Ныне это музей квартира Алексея Толстого.
Экскурсия была организована ФБГОУ ВПО "Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова" в рамках "Университетских суббот". 06.05.2017 09:35:31, яшма
Из вестибюля направо – парадный кабинет хозяина. Здесь архитектор использовал мотив лавра.
Лаконичный потолок, мощные двери со строгой резьбой, однако присутствует и символизм: дверные ручки снаружи выполнены в виде морских коньков, а изнутри украшены лавровыми листьями.
Оригинальный рабочий стол имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна, однако он не сохранился. В комнате есть декоративный витраж, в мотиве которого каждый видит что-то свое – тут можно распознать и дерево (лавровое), и человека, и горы…
Кабинет использовал по назначению и Максим Горький, нынешняя обстановка как раз его наследие. Писатель увлекался восточной философией и собрал обширную коллекцию нэцкэ.
Рядом с кабинетом – приемная, или малый кабинет. Здесь посетители ожидали приглашения в парадный кабинет хозяина.
Увы, не осталось первоначальных интерьеров, т.к. была оборудована спальня писателя. Шкаф загораживает межкомнатный витраж и теряется ощущение воздушности, задуманное архитектором.
Вернемся в вестибюль, чтобы пройти теперь прямо, в холл.
Здесь –великолепная лестница, символ вечного движения жизни и духовного развития человека. Волна падает вниз и разбивается о ступени, и на гребне волны – светильник в виде медузы.
Даже в рисунке паркета повторяется мотив волны.
Лестница изготовлена из редкого прибалтийского мрамора. На ступеньках стоят шкафы – это опять-таки наследие Горького.
Напротив лестничного пролета – двери в столовую.
Изначально здесь была арка, объединявшая пространства холла и столовой, в ее обрамлении тоже угадывается силуэт обитателя водного мира – то ли осьминог, то ли медуза.
Многие предметы первоначального интерьера столовой утрачены, мебель более современная. Но медные решетки на стенах – это система вентиляции, придуманная Шехтелем.
Из столовой можно пройти в мужскую гостиную.
Двери выполнены из грушевого дерева и украшены великолепной резьбой.
И рисунок опять-таки неоднозначен – розы в христианстве являются символом страданий и смерти. На потолке сохранилась созданная вручную лепнина, напоминающая гладь заросшего пруда, где по растениям ползают улитки. Узор на потолке и рисунок оконного переплета повторяют друг друга. Причудлив и изящен карниз для оконных портьер.
06.05.2017 09:36:13, яшма
Лаконичный потолок, мощные двери со строгой резьбой, однако присутствует и символизм: дверные ручки снаружи выполнены в виде морских коньков, а изнутри украшены лавровыми листьями.
Оригинальный рабочий стол имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна, однако он не сохранился. В комнате есть декоративный витраж, в мотиве которого каждый видит что-то свое – тут можно распознать и дерево (лавровое), и человека, и горы…
Кабинет использовал по назначению и Максим Горький, нынешняя обстановка как раз его наследие. Писатель увлекался восточной философией и собрал обширную коллекцию нэцкэ.
Рядом с кабинетом – приемная, или малый кабинет. Здесь посетители ожидали приглашения в парадный кабинет хозяина.
Увы, не осталось первоначальных интерьеров, т.к. была оборудована спальня писателя. Шкаф загораживает межкомнатный витраж и теряется ощущение воздушности, задуманное архитектором.
Вернемся в вестибюль, чтобы пройти теперь прямо, в холл.
Здесь –великолепная лестница, символ вечного движения жизни и духовного развития человека. Волна падает вниз и разбивается о ступени, и на гребне волны – светильник в виде медузы.
Даже в рисунке паркета повторяется мотив волны.
Лестница изготовлена из редкого прибалтийского мрамора. На ступеньках стоят шкафы – это опять-таки наследие Горького.
Напротив лестничного пролета – двери в столовую.
Изначально здесь была арка, объединявшая пространства холла и столовой, в ее обрамлении тоже угадывается силуэт обитателя водного мира – то ли осьминог, то ли медуза.
Многие предметы первоначального интерьера столовой утрачены, мебель более современная. Но медные решетки на стенах – это система вентиляции, придуманная Шехтелем.
Из столовой можно пройти в мужскую гостиную.
Двери выполнены из грушевого дерева и украшены великолепной резьбой.
И рисунок опять-таки неоднозначен – розы в христианстве являются символом страданий и смерти. На потолке сохранилась созданная вручную лепнина, напоминающая гладь заросшего пруда, где по растениям ползают улитки. Узор на потолке и рисунок оконного переплета повторяют друг друга. Причудлив и изящен карниз для оконных портьер.
06.05.2017 09:36:13, яшма