
Согласно мемориальной табличке, здесь размещается музей М.Горького.

Однако история особняка началась отнюдь не с советского писателя. Мне удалось посетить экскурсию, посвященную именно истории создания этого классического образца стиля модерн.
Этот дом построен в самом начале 20го века известным и модным в то время архитектором – Ф. Шехтелем по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Федор Осипович предпочитал тотальное проектирование, т.е. создавал не только здание, но и внутреннее убранство. Мебель, осветительные приборы, двери и фурнитура, текстиль, мозаика и витражи – все сделано по проектам Шехтеля. Зодчий большое значение придавал архитектурному символизму, и по согласованию с заказчиками за основу творчества взял водную тему и тему мироустройства.

Даже решетка ограды особняка напоминает бегущие волны. Дом несколько ассиметричен выступами, облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. По периметру верхней части проходит фриз с изображением орхидей, причем в мозаику вкраплены кусочки смальты и в солнечную погоду цветы как бы мерцают.

Окна различны по форме, однако их окантовочное плетение сочетается с волнами ограды, а решетка балкона похожа на рыбью чешую.
Парадный вход ныне закрыт и посетители проходят в музей через …черный ход особняка, со стороны Спиридоновки. Но можно начать осмотр именно из вестибюля парадного входа и представить себя гостем Рябушинских. Пол здесь напоминает круги по воде от брошенного камня.

Интересны дверные ручки входных дверей – они имеют не только стилистический смысл, но и практическое значение, т.е. защищают дверное стекло. Стекло, кстати, подлинное, 1902 года. По замыслу архитектора, парадный вестибюль должен быть прозрачным и легким. Такому ощущению способствует витраж напротив входа, изображающий райский сад.

В помещении есть еще два витража, но они скрыты шкафами. Горькому не хватало места для книг, и в вестибюле появились четыре шкафа. Я нашла старинную фотографию этих витражей – оказывается, Шехтель установил фигуры двух богомолов, стоящих на задних лапах, а головами служили светильники в виде гроздьев, ныне утраченные.

Сейчас из-за шкафов можно увидеть лишь два кованых кронштейна для обычных фонарей.
Продолжение в комментарии