Как учили читать меня, и как учила читать я.

Мне довольно часто приходится слышать от родителей детей жалобы о том, что ребенок не хочет читать. Обычно родители начинают паниковать перед школой.
Еще бы! Кажется, что большинство детей уже читают, а тут… Поэтому я описываю свой собственный опыт и опыт своего ребенка. Честно говоря, в 3-4 года я уже читала.
Мне повезло потому что моя мама как раз готовила старшего брата к школе. Самый старший уже учился там, среднего сажали за занятия, а мне было ужасно обидно, что самое интересное опять проходит мимо. Поэтому я и терлась около письменного стола, со строгим уговором не отвлекать и не мешать серьезному делу.
Читать я научилась быстрее, чем брат. Но это было не все. Вечером, когда мама укладывала меня спать, она обязательно читала мне. Помню, как мы лежали рядышком, я следила за ее пальцем, который она вела по строчкам, и как-то сами собой буквы складывались в слова.
Магию знаний в своей семье я почувствовала давно. Самый старший брат мог, например, объявить: «Сегодня я наколдую мультфильмы!» Он брал в руки газету с программой телевиденья и… И мультфильмы были именно тогда, когда он и говорил. Шаман, однако…
Мой сын знал все буквы довольно рано. Наверное, потому, что в доме было полно букв. Они висели на стенах в виде плакатов с яркими изображениями, они крепились магнитами к холодильнику, и, конечно, они были в книгах, которые мы каждый раз читали перед сном. Вообще, магнитные буквы очень удобны. Если ребенок, следуя за мной хвостом, делался слишком навязчив, то его можно было переключить просьбой: «Принеси-ка мне М».
Даже когда он был совсем крохой, я всегда называла буквы «по именам», меня удивлял небрежный подход некоторых мам, вот играем на детской площадке, приходит малыш у которого в ведерке формочки в виде букв, другой малыш спрашивает свою маму, которая стоит тут же: «Что это?», «Буковки» - расслабленно отвечает мама продолжая разговор с подругой. Конечно, «буковки», но ведь это «С», «И» и «А», назвать их – секундное дело, однако в голове у трехлетки эти значки так и останутся «буковками и цифирками» до тех пор, пока на горизонте не замаячит школа.

Недавно столкнулась с еще одной проблемой у дочки приятельницы. Девочка 6 лет знала все буквы, но… Читать не получалось никак. Договорилась с ней, что сейчас мы немного почитаем вместе, (при слове «почитаем» девочка напряглась, взгляд стал тревожным… Пообещала ей, что она обязательно получит подарок в конце, даже если у нее совсем-совсем ничего не выйдет, да и вообще: читать буду я, а она мне нужна просто для компании…)
Попробовала с ней читать по методу «я – длинные слова, а ты короткие». Действительно, ребенок честно произносил: «М, Ы, или О, Н», вот прямо совсем отдельно. Предложила ей петь, а не говорить. Сработало! Через несколько дней позвонила радостная мама, и сказала, что «лед тронулся».
У меня, как и у сына навык чтения формировался не слогами, а словами. Сначала ты легко читаешь слова из 2-3 букв, после из 4-5… Слоги нужны только для того, чтобы произнести какое-то длинное пугающее слово.
Мы, взрослые, почему-то забываем, как сложно научиться чему-либо. Много ли людей, которые учатся чему-либо для себя? Вот совсем без привязки к профессии? Я знаю не многих. Но от детей же требуется смочь освоить огромный объем абсолютно новой информации, да еще и делать вид, что им это нравится.
Тем, кто особенно наседает на собственных детей, я советую выучить финский или арабский язык просто «для себя»! Желающих не нашлось не разу. К своему стыду, сама я не знаю даже английского, но уверена, что если бы мне предложили что-то существенное, то… Выучила бы обязательно! Поэтому, следующая часть рассказа о чтении будет как раз о главном, о мотивации.
Итак, для чего ребенку нужно уметь читать? Оставим в покое школу, то что все туда идут, вовсе не аргумент, вернее, недостаточно весомый аргумент для тех детей, у которых не получается освоить этот непростой навык. Награда должна быть здесь и сейчас. Для чего нам вообще читать?
Если бы не огромное преимущество в передаче и хранении информации, то человечество вряд ли стало бы придумывать всю эту клинопись, иероглифы и буквы. Важная информация – вот, главный мотив!
Почему-то мне трудно представить себе ребенка, который бы жаждал знания о том, что «Маша ела кашу», а «мама мыла раму». Мне это было безразлично, полагаю, что в этом я не одинока. Знать, где родители припрятали конфеты было актуальнее!
Поэтому мой сын миновал этап хрестоматийной Маши. Когда ему под силу было прочитать несколько коротких слов, в доме стали появляться записки в которых было указание где искать спрятанное. Находилось каждый раз что-то новое, иногда – конфета, иногда маленькая машинка, иногда наклейка или магнит с красивой картинкой… Найденное вызывало неизменный восторг. Сначала это была загадка в один ход. Постепенно ходов становилось больше…
Главная трудность заключалась в том, что нужно было писать записки и раскладывать их по квартире. «В шкафу», «На полке», «У окна», «Под столом»… Не так много мест, которые пишутся короткими словами… Зато потом появляются: «загляни в кастрюлю», «открой холодильник», «пошарь под диваном»… Этот метод требует изобретательности от родителей. Дитя жаждет знаний, а ты сидишь и ломаешь голову, куда бы еще припрятать сюрприз. Зато скорость чтения становится невероятной. Сын держал лидерство в классе всю начальную школу. В первом классе – отрыв был пугающим, после подтянулись старательные отличники, но все же читал он намного быстрее остальных учеников.
Я уже не вспомню сколько лет было моему ребенку, когда у меня возникла идея переписки с Чеширский котом… Это был хороший способ приобщения к чтению. Сыну был заведен почтовый ящик, на который ежедневно Чеширский кот присылал письма. Письма сочинял и посылал папа. Ребенок раскусил нашу хитрость, как только немного подрос и сопоставил папин рабочий адрес и адрес британского зверя, но… год или немного больше, у них была оживленная переписка с котом из Алисы. Кот вообще-то сообщал важную информацию, например, пароль, при произнесении которого можно было получить каких-нибудь благ от меня…
Если что, я – не профессиональный педагог, поэтому тапками бросать в меня не стоит. ;)
Если Вы дочитали до конца этот длинный текст, то Вы точно умеете читать, а значит обязательно научите своих детей. Все это написано, чтобы давать ссылку тем, кто волнуется, что ничего не выйдет. Выйдет! Обязательно! :)
Всем успехов.
28.10.2017 02:49:52,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!