Размещаю часть главы из книги моей хорошей знакомой
1.9
9. Американский журналист в русских походах.
Известно ведь, что самыми склочными, вредными, несговорчивыми являются соседи, любые, будь то в коммуналке, на дачном участке или коллега в офисе, сидящий за соседним столом. Самые несносные соседи достаются именно тебе - таков житейский закон. Если увеличить масштабы закона до размеров государства, то и здесь он срабатывает. В истории вероятно не встречаются соседствующие страны, которые бы не враждавали между собой, не нападали друг на друга, не занимались грабежом, угоном скота, не пытались бы отхватить кусок земли, построить плотину, чтобы не дать воды, содрать пошлину или придумать еще какое-нибудь крупное или мелкое свинство. Вражда соседей существовала всегда, у нее нет временных рамок или национальной принадлежности, меняется только форма пакости.
Не были исключением отношения Оренбургских казаков с киргизами, так называли казахов в XUII -XUIII веках. Киргизы нападали на русские поселения, угоняли скот, брали в плен жителей, продавали их в рабство или требовали выкуп, не пропускали торговые караваны, грабили их. Справедливости ради следует сказать, что казаки тоже не пренебрегали разбоем. Сохранилась легенда об удалом и бесшабашном яицком атамане Нечае, который добирался со своими казаками до Хивы и грабил богатый город. Однажды он захватил город и удерживал его три месяца. За это время он успел обратить одну из жен из гарема хана в христианство и женился на ней. Три месяца казаки гуляли, бражничали, грабили. Очнувшись, Нечай понял, что долго ему не удержать город и казаки с обозом, тяжело груженом награбленной добычей, неспеша, направились в обратный путь.
За это время хан сумел организовать хивинцев и огромный отряд, по численности во много раз превосходящий казаков, догнал и напал на них. Силы были слишком неравные. Атаман Нечай своей рукой зарубил молодую жену, чтобы не подвергать ее пыткам хивинцев и сам погиб. В живых не осталось ни одного казака, домой никто не вернулся.
Грабительские набеги, пленение мирных жителей, захват торговых караванов киргизами продолжался до образования Россией Туркестанского генерал-губернаторства со столицей в Ташкенте и заключения договоров с Бухарой и Кокандом в 1868 году.
Самостоятельной, несвязанной никакими договорами, осталась только Хива - самое маленькое среди среднеазиатских ханств. Природные условия - труднопроходимые безводные пустыни, окружающие земли хивинцев, защищали их лучше всякой крепостной стены. Чувствуя себя в безопасности, они безнаказанно продолжали брать в плен русских, грабили караваны, убивали торговцев и даже собирали подати с поселков, расположенных на пограничной территории русской империи. В случае отказа сжигали дотла целые деревни.
Сами хивинцы направляли богатые торговые караваны в Оренбург и другие города, вели очень выгодную для них торговлю, но русских купцов не пропускали через свою территорию.
Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман несколько раз предлагал Хиве договор о мире и дружбе при условии возвращения всех пленных и установлении равноправной торговли. Но хивинский хан Мухамед Рахим отвечал по восточному цветастыми, по существу оскорбительными письмами.
(Продолжение дальше, система не дает вставлять большие куски текста.)