Попробую описать свои занятия с сыном.
Часто школьники испытывают трудности с написанием сочинений. Мне было интересно помогать своему, да и не только своему, ребенку с сочинениями. Почему? Наверное, потому что в свое время и мне помогали…
Начало. Это то, что дает интерес и силы продолжать!
Важно – понять, что ты можешь, действительно можешь написать что-то связное.
Помню, классе во втором, наверное, наша первая учительница повела нас в ближайший парк. Тогда он казался нам большим лесом. Она сразу предупредила, что после этой прогулки мы должны будем написать сочинение-изложение на тему этой прогулки, поэтому должны внимательно смотреть по сторонам и наблюдать.
Вернувшись домой, я взяла чистую тетрадь, подписала ее и… Первое предложение далось мне легко. «Сегодня мы ходили в лес.» На этой фразе мой литературный талант закончился и наступил творческий кризис. Писать «В лесу было много деревьев», глупо, там и должно быть много деревьев, это же не поле… Что, что еще? Настрой стремительно пропадал, а муза все не появлялась. Наконец, старший брат заметил мои муки. Еще бы! Вздохи, которые я издавала мог бы услышать и глухой… До сих пор не знаю, почему он решил мне помочь, вероятно собственные домашние задания утомили его, а тут появился шанс снова побыть волшебником для бестолковой, но восторженной сестрицы. Выслушав мои причитания он спросил:
- Ну и что там было, в этом лесу?
Я начала перечислять:
- Деревья, листья, снега немножко…
- Стоп. Деревья какие?
- Большие.
- Пиши: Вокруг стояли большие и красивые деревья. Написала?
- Угу.
- Листья на деревьях были?
- Почти нет.
- А, что осталось?
- Ветки…
- Пиши: Почти все листья облетели и ветки были совсем голые. Что еще было?
- Листья. Они внизу лежали…
- На земле?
- Нет, там травка еще была зеленая…
- Пиши: Опавшие листья покрывали землю. Под ними…. Как бы так лучше? О, пиши: под этим мягким и теплым одеялом пряталась зеленая травка. Написала? Пиши дальше: Кое где уже выпал снег.
- Все?
- Не, нужно еще заключение. Ну… Тебе понравилось?
- Ну да…
- Пиши: Хорошо было сегодня в лесу. Написала? Все, завтра пятерку получишь!
Мой старший брат все детство виделся мне магом и провидцем, он больше знал, больше умел, и не уставал удивлять меня своим великолепием. Он и на этот раз оказался прав. Учительница не только поставила мне пять, она прочитала мое сочинение перед классом, потом унесла его в коридор и дала прочесть учительнице из соседнего класса, кивая в мою сторону. В общем, слава, хоть и не вполне заслуженная, накрыла меня с головой.
Именно тогда я поняла, что научиться литературному творчеству можно.
В писатели меня не занесло - другие интересы перевесили… Но страх чистого листа пропал!
Сочинять трудно. Хорошо сочинять еще труднее. И поэтому стоит помогать и еще раз помогать детям оттачивать этот навык. Обращать внимание на красивые обороты в тесте, цитировать, приводить примеры, сравнивать…
И это еще одна увлекательная тема для общения.