Словарный запас… Как можно говорить, а тем более – писать, не обладая при этом достаточным словарным запасом? Ответ – никак. Поэтому игры на пополнение этого запаса очень важны. Именно – игры. Я вообще на люблю напрягать и напрягаться… А уж тем более там, где можно и должно получать удовольствие. Ежедневно и по много раз в день.
Моя учительница литературы и русского языка, дай ей бог счастья и крепкого здоровья, недовольно морщилась, когда ученики использовали мало прилагательных в тексте. Бедно! Лысо! Плоско! – возмущенно комментировала она тексты, состоящие из существительных и глаголов. Какие? Какое? Какой? – вот о чем не уставала твердить она на своих уроках.
Выразительность, объемность, полноту, сочность и вкус, цвет и звук, и массу других параметров дает именно что эта часть речи.
«Дай мне эту хрупкую, белую, гладкую, тонкую, фарфоровую, звонкую…», «Возьми оранжевую, продолговатую, круглую, хрусткую, полезную, аппетитную, твердую, свежую…», «Налей ароматного, горячего, крепкого, сладкого…» - на каждое существительное должно быть использовано хотя бы одно прилагательное. Это для малышей, и чем старше ребенок – тем больше. Больше прилагательных, больше синонимов. Точнее и разнообразнее речь.
«Учительница поставила два…» «Она строгая, тираничная, несправедливая, придирчивая, требовательная, суровая?» Тогда ученик: «Несчастный, обиженный, беззащитный, беспомощный, непонятливый? Или глупый, безалаберный, невнимательный, ленивый, рассеянный?»
В моем детстве была чудесная игра: «Да» и «Нет» не говорить, «Черное» и «Белое» не носить. Играя в эту игру нужно было быстро отвечать на вопросы, но не использовать выше указанных слов. Полезно.
По дороге можно описывать все, что попадается на пути: столб – высокий, длинный, твердый, прямой, бетонный, шершавый, надежный… Трава – осенняя, поникшая, засохшая, бурая, спутанная, застывшая, обледенелая, безжизненная…
Попробуйте.