Во всех пособиях и методичках о написании сочинений предлагают сначала составить план сочинения. Помню, это даже было обязательным требованием на уроке литературы. И вот этот самый план был самой сильной головной болью для меня в школьные годы. Вот дана тема. И, скажите на милость, откуда мне заранее знать, что я сейчас напишу?! План писала после того, как была поставлена последняя точка. И как же тогда мне удавалось писать связные тексты? Сейчас попробую рассказать.
Читаю я заданную тему и отлавливаю всплывающие мысли в полупустой голове, записываю коротко, пока не разбежались. Получается некоторое количество разрозненных тезисов. Удобнее написать их на отдельных бумажках и раскладывать как пасьянс.
В мои школьные годы сочинения часто оценивались по принципу «чем больше, тем лучше». Краткость, видимо, не считалась родственницей таланта, поэтому очень важно было растянуть повествование. Действовать приходилось так же, как при украшении новогодней елки: сначала – крупные шары, потом – мелкие, а чтобы не было пусто – промежутки заполнялись словесной мишурой.
Речь, разумеется, не идет о тех темах, которые были интересны лично мне, тут все получалось само, а вот описывать нелюбимых литературных героев было тягостно…
Сейчас встречаются такие задания: составить связный рассказ по нескольким картинкам. Или дается несколько словосочетаний и нужно, используя их, написать коротенькое повествование. Очень полезные упражнения, на мой взгляд. Как-то я даже приобрела карточную игру под названием Экспромт, нужно раздать участникам карточки с картинками и быстро сочинять истории. Для начинающих может показаться сложно, но на то он и экспромт, чтобы действовать быстро и нестандартно.
И я вовсе не призываю никого покупать такие карточки, тем более, что можно просто написать различные словосочетания и придумать сюжет.
С помощью такого перекладывания карточек можно наглядно показать, какой разной может быть композиция сочинения.