Начать и кончить…
Не знаю, как у других, но мне в школьном возрасте, а часто и сейчас, именно начало и заключение даются тяжелее, чем основной текст. Поэтому… Поэтому самое неприятное я часто оставляла «на потом». Сложно начать, потому что не знаешь куда именно тебя заведет мысль, возможно и переписывать придется… Однако, без начала и конца текст так и останется набором предложений, пусть даже и красивых… И в конце моих школьных опусов порой можно было наблюдать красную пометку «не закончено!».
Сыну я предлагаю сразу сочинить несколько видов вступления и заключения. Проще всего – написать несколько вопросительных, несколько восклицательных и несколько утвердительных предложений. Вопросительный знак, восклицательный, точка или многоточие – настраивает текст на нужный тон. Именно так – легко можно продемонстрировать, как именно автор сочинения подает тему.
Мб задает вопрос в начале и отвечает на него в конце? Или начинает с вопроса и оставляет читателя с вопросом? Утверждает сначала, а уже в ходе рассуждения приходит к вопросу, который и предлагает читателю?..
Вообще, знаки пунктуации, длинные и короткие предложения, разбиение на абзацы… Все это создает музыкальность текста. Его живость. Темп.
Написание нескольких вариантов вступления и заключения, с помощью нехитрой комбинаторики дает понимание, что и начать, и закончить, не так страшно, как кажется поначалу.
И один из самых распространенных видов вступления и заключения это: вопрос в начале и ответ в конце, учителя литературы вполне принимают, а иногда даже приветствуют, такое решение. Но это же банально!
Вы так не считаете?