Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова представляет первую в Москве постановку выдающейся оперы Бенджамина Бриттена (1913 — 1976) «Поругание Лукреции» (1946). Событие является частью программы Года музыки Великобритании и России — 2019, которая проводится Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета. Два премьерных спектакля пройдут 26 и 27 апреля 2019 года. Постановка продолжает «английскую линию» репертуара театра: ранее на сцене Новой Оперы шли диптих DIDO (его вторая часть — шедевр эпохи Барокко, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла) и «Поворот винта» Бриттена.
Опера Бриттена была впервые первые поставлена на Глайндборнском фестивале 1946 года (дирижер — Эрнест Ансерме). Либретто Рональда Данкана основано, прежде всего, на одноименной драме Андре Обе (1931); также использованы отдельные мотивы поэмы Шекспира. Трагедия римской матроны Лукреции, обесчещенной троюродным братом ее мужа, Секстом Тарквинием и покончившей с собой во искупление позора, веками привлекала внимание историков, философов, теологов, деятелей искусства. В литературе дань теме отдали Овидий, Данте Алигьери, Джефри Чосер, Уильям Шекспир, в изобразительном искусстве — многие великие художники Возрождения и Барокко (от Боттичелли, Дюрера, Тициана, Тинторетто до Рубенса и Рембрандта). Более десяти картин на эту тему создал Лукас Кранах старший. Художников волновали, преимущественно, два момента драмы — само самоубийство Лукреции, а также клятва над ее гробом и призыв к мщению. Опера Бриттена написана сразу после Второй мировой войны, принесшей страдания десяткам миллионов людей и поставившей под сомнение саму возможность искусства («Писать стихи после Освенцима — это варварство», — Теодор Адорно). Вот почему мотив клятвы над гробом в опере отсутствует: ведь скоро придет «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна).
«Поругание Лукреции» — не только знаковое сочинение Бриттена, но и важнейшая веха судьбы самого сюжета в мировой культуре. Без преувеличения, Бриттен вернул теме ее истинное величие и подлинный гуманистический пафос. В камерной опере (8 певцов, 13 инструментов в оркестре) внимание акцентировано на психологии человека, по выражению композитора, — «центральной теме современного передового искусства». «Бриттен укрупняет тему вводом двух Рассказчиков по образцу старинных «Страстей» — дань христианской традиции. Вмешиваясь в ход драмы, они эмоционально комментируют действие, выступают голосом автора, судьбы и даже внутренним голосом персонажей, утверждая доминанту морали на основе более поздних, христианских ценностей» (Михаил Мугигштейн).
Тема Лукреции как важнейший сюжет мировой культуры практически отсутствует в русском контексте. А опера Бриттена — редкий гость не только на российской (нынешняя постановка — всего лишь вторая за 70 лет!), но и на мировой оперной сцене. Тем важнее обращение Новой Оперы к шедевру Бриттена.
Спектакль ставит интернациональная команда. На счету режиссера Екатерины Одеговой и художника Этели Иошпа — ряд знаковых спектаклей, завоевавших любовь зрителей и экспертов; среди них — постановки опер «Саломея» Рихарда Штрауса, «Фауст» Гуно, «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Хумпердинка. Музыкальный руководитель постановки — главный приглашенный дирижер Новой Оперы Ян Латам-Кёниг.
Опера "Поругание Лукреции"
16.04.2019 12:38:53