Дети любят мультфильмы и кино о пугающих существах: ведьмах, призраках, оборотнях, но ещё больше они обожают делиться друг с другом страшными историями. Каждый родитель помнит времена своего детства, когда популярным был детский фольклор про гроб на колёсиках, красную перчатку, чёрный-чёрный город. Чем так популярна страшилка среди дошкольников и школьников?
Откуда берутся страшилки
Все истории про гроб на колёсиках и чёрную простыню родились из древнерусских сказок и легенд о Бабе-Яге, Кощее Бессмертном и Змее Горыныче. Постепенно истории модернизировались с духом времени.
Почему детей привлекают страшные истории
Психологи говорят, что страшилки — особый вид устного фольклора, благодаря которому ребёнок лицом к лицу сталкивается с реальными проблемами и страхами. Не зря главными действующими лицами страшилок становятся обыкновенные дети.
Сюжеты страшилок легко запоминаются, что помогает им быстро передаваться от одного ребёнка к другому. В основе сюжета лежит простая структура: создание запрета или предупреждения — нарушение запрета — наказание.
Почему же детей привлекают подобные истории?
Интерес к страшилкам связан с:
• биохимическими процессами в детском организме, когда вырабатываются дофамин, норадреналин и эндорфины — гормоны «куража», удовольствия и выносливости;
• желанием побороть свои страхи;
• желанием повысить самооценку
• стремлением к дружескому единству, спровоцированному общим страхом;
• стремлением получить эмоциональную разрядку.
В чём польза страшных историй
Специалисты считают, что страшилки не несут в себе никакой опасности.
Можно выделить множество полезных функций страшилок:
• Страшные истории учат детей слушаться родителей и не нарушать серьёзные запреты. В страшилках при невыполнении предупреждения всегда следует наказание.
• Жуткие небылицы позволяют детям проявить собственную фантазию. Ребёнок может придумывать страшилки или эмоционально их рассказывать, подражая рассказчику.
• С помощью страшных историй ребёнок учится преодолевать, прорабатывать свои страхи, включая страх смерти, одиночества, темноты.
• Хороший рассказчик страшилок пользуется уважением в детском коллективе и это даёт возможность проявить себя многим ребятам.
Как правильно знакомить детей со страшилками
С первыми страшными историями ребёнок сталкивается в возрасте 4-5 лет. Однако все воспринимают их по-разному. Кто-то слушает с интересом, а кто-то боится, заметно тревожится, закрывает уши.
Можно выделить несколько важных правил, как грамотно знакомить детей со страшилками и как минимизировать последствия, если ребёнок очень впечатлительный.
Необходимо:
• оценивать эмоциональное состояние ребёнка,
• помогать справляться со страхом: рисовать персонажей, обсуждать героев и их поступки, сочинять свои страшилки, придумывать альтернативные счастливые концовки;
• подбадривать и поддерживать ребёнка, если он сильно боится.
Страшилки — это отличный способ отдохнуть от скучных дней в детском саду или в школе. Задача мам и пап — научить детей преодолевать страхи, а жуткие небылицы помогут это сделать. Главное — обеспечить детям поддержку и объяснить, в чём разница между реальностью и вымышленной ситуацией.
Текст написан на основе статьи Плунгян Татьяны.
Еженедельно на канале YouTube "Музейка семейный туроператор" по понедельникам и четвергам в 21.00 прямая трансляции детской страшилки собственного сочинения Александра Мысленкова.
В остальные дни трансляция ведётся через Zoom, стоимость доступа на один день - 50 рублей. Можно приобрести отдельно запись. Все подробности по ссылке Вечерняя страшилка
Каждая страшилка уникальна и не повторяется.