Повышение грамотности Послушала я тут

Повышение грамотности

Послушала я тут бесплатный вебинар Восторговой Елены Вадимовны (можете погуглить) и спешу поделиться услышанным.
Название семинара: "Орфография без правил, или как научить ребенка писать грамотно".

Вкратце перескажу то, что показалось самым важным и применимым (к сожалению, последние 30 минут дослушать не смогла из-за работы(((.
1. Почему много читающие не всегда правильно пишут.
За чтение отвечает височная часть мозга, а за письменную речь другая. У автора и ее коллег есть теория, что так называемая "врожденная грамотность" лучше развита у детей, которые учатся читать по буквам сами, в своем темпе. Не быстренько по слогам и по словам в школе, а именно медленно и по буквам. На примере сына и на своем это могу подтвердить, но не факт, что у всех так, это только теория.
2. Автор полагает, что неудачи в обучении нередко связаны с тем, что в школьной программе мы не останавливаемся на распознавании орфограмм, а сразу идем к проверке, то есть слишком быстро переходим от постановки задачи к применению.
И т.д.))) С теорией закончили пока.

Практика.
Автор считает, что писать нужно по памяти, и я полностью согласна с ней.
Как это реализовать:
СПИСЫВАНИЕ!!!
Но правильное. Они проводили исследование на примере группы детей из коррекционного класса, результаты очень хорошие.
1. а) Берем текст и изучаем. Не на доске, с доски дети будут списывать пословно;
б) Выделяем орфограммы в тексте (в образце самом);
в) проговариваем орфограммы.
Для маленьких или проблемных: составляем слоговую модель, читаем, выделяя голосом слоги с орфограммой.
2. Списываем.
а) орфограммы при списывании проговариваем, выделяем.
3. Проверяем.
а) орфограммы проговариваем.
Оперативная смысловая единица списывания: ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Не отдельными словами дети должны мыслить при списывании.

У нее есть рабочие тетради к учебнику Русский язык (Репкин, Восторгова), там начальная школа. В этих рабочих тетрадях много текстов для списывания.
Считается, что правописание слова лучше запоминается в тексте, чем по отдельности.

И теперь собственный опыт: я три года занималась с учеником с дислексией-дисграфией. Я не дипломированный преподаватель русского и не дефектолог. Почему я с ним занималась? А потому что это знакомый ребенок, он далеко не со всеми учителями вообще сходился характером, а тут вон "отсидел" аж три года, мы с 2,3 при полном отсутствии ДЗ (нереально заставить было) выползли на 3,4-3,5 стабильные и отсутствие (при занятиях, сейчас не знаю) совершенно невообразимых ошибок.
Я долго думала, на какую часть мозгов его можно опереться, потому что, кроме русского, он вполне соображающий парень.
Правила он применять не мог совершенно сначала, только на третий год он стал вычленять орфограммы сам, по собственной инициативе, я уже отчаялась и прекратила от него это требовать, просто сама, как магнитофон, при виде орфограммы каждый раз повторяла правила (как в том анекдоте: "Я сто раз объяснил, я сам все понял"))).
Решила, что он хорошо запоминает стихи, значит, будем опираться на зрительную память. Просто запоминать, как оно пишется, включая моторную память.
И мы стали брать тексты из тетрадей Богдановой, вставлять орфограммы (я проговаривала))), а потом писать (правда, мы не списывали) диктант по ним. Вот 7-10 предложений. Ему это давалось непросто очень сначала, но потом он привык.
Потом я настаивала, чтобы он проверил работу. Парень неусидчивый, имело смысл сначала дать ему снять напряжение, пойти попить и попрыгать, а потом обратно посадить проверять. Со временем он даже стал обнаруживать ошибки. Потом стал писать грамотнее, самооценка возросла))).. Под конец наших занятий этот троечник при таком разборе богдановские тексты писал уже практически полностью правильно, спотыкаясь лишь на совсем неизвестных словах либо при усталости (я это распознавала по совсем нелогичным ошибкам, все же у таких детей правописание сильно завязано на истощаемость этой высшей нервной деятельности, видимо). Причем, заметьте, это было не списывание, а диктант, но у нас вот такая традиция сложилась. Основная идея, имхо, сохранена: мы изучаем, как пишутся слова, и стараемся запомнить их правописание. Да, он так и не отличает придаточные изъяснительные от придаточных цели. Мы на этом не заостряли внимание. Мы вообще не заостряли внимание на теории, потому что я решила, что в жизни он не правила рассказывать будет, а писать должен так, чтобы окружающих не пугать. Но мы начали с Богдановой за 6 класс в 7 классе, потом долго тормозили при 1 занятии в неделю, зато в 9 классе взяли уже тексты за 9 класс, мы догнали в этом плане, получается. И, еще раз, он стал узнавать правила. Вдруг. На 3 году обучения. Сам, по собственной инициативе, вдруг стал правописание объяснять. Когда я уже отчаялась в своих способностях что-то в его голову в этом плане уложить.
Ну и кроссворды еще активно использовали, чтобы слова членить на буквы. Ему нравилось.
Уже позже, в рекламируемой на 7е книжке, я прочла про пользу кроссвордов и вот таких вот списываний-диктантов для дисграфиков-дислексиков.
Так что личный опыт вот подтверждает теории ученых, получается.
Спасибо, что дочитали))).
Источник
27.04.2020 11:59:24,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!