Есть такая категория родителей, для которых обучение английскому практически равно мучению. Если нет переводов, диктантов, пересказов наизусть, значит, занятия недостаточно серьезные. Что это за баловство: игры, песни, сценки? А где списки слов, транскрипция, раскрывание скобочек? Ну и что, что это начальная школа и ребенку 7-8 лет, он же уже школьник!
Хочется задать вопрос таким родителям: вам «шашечки» или ехать? Если вас лично 30 лет назад мучили переводами и раскрыванием скобочек, значит, и к ребенку вашему нужно применять эти же устаревшие методы? Очень похоже на отношение некоторых бабушек к подгузникам: «Я пеленки стирала, и ты стирай»(с). И много сейчас молодых мам стирают пеленки? Или все-таки пользуются новыми методами?
Также нужно вспомнить, что раньше обучение иностранному языку начиналось в 4 классе, а это уже совсем другой уровень развития мозга, нежели у второклассника. В соответствии с возрастной психологией, ведущей деятельностью у детей этого возраста все еще остается игра, она только переходит в учебную.
Самые лучшие педагоги отличаются тем, что умеют говорить с учеником на понятном ему языке. С детьми начальной школы нужно говорить на языке игры. Методисты Оксфорда, Кембриджа и других достойных издательств, выпускающих учебники для изучения английского, уделяют играм большое место в методических пояснениях к уроку. Да и на самом деле, это, конечно, не игры, а устные или письменные упражнения на развитие речи, оформленные в виде игры. Но это секрет, дети об этом не знают!
Одна из главных задач педагога дополнительного образования наравне с чисто образовательной- сформировать положительное восприятие предмета «Английский язык». Если проще – показать, что английский – это легко, увлекательно и не скучно, потому что обучение иностранным языкам в школе в большинстве случаев приучает ребенка к обратному: английский это сложно, неинтересно, порой даже мучительно. Многие дети, не занимающиеся дополнительно, уже к 3-4 классу имеют стойкое отвращение к предмету, считают себя неспособными. Происходит это потому, что школа регулярно ставит их в ситуацию неуспеха во 2-3 классе со своими списками слов, переводами, транскрипцией и далее по списку.
Что самое интересное, ни перевод, ни раскрывание скобочек, ни даже изучение слов списком не помогают выучить язык. Научиться его понимать, разговаривать на нем. Это легко продемонстрировать на примере тех, кто успешно раскрывает скобочки в течение обучения в школе, но так и не может посмотреть фильм на языке, общаться с иностранцами на форумах и в поездках, найти нужную информацию в англоязычном интернете. Почему так происходит? Да потому, что школьный английский, классический английский – это формальный подход, это расчлененный на сегменты, препарированный язык, если хотите. А в жизни язык – это нечто комплексное и целое.
Учить слова списком бесполезно - слова используются в предложениях. Какие артикли (и нужны ли они), какие предлоги (и нужны ли они) полагаются каждому слову – в списке не видно. Сочетания слов – еще один важный аспект. На русском мы говорим «сильный дождь», англичане в такой фразе не будут использовать слово strong – сильный, они скажут «heavy rain», хотя heavy переводится как тяжелый. Поэтому учить отдельные слова бесполезно.
А вот когда мы сначала читаем комикс, дети видят, как слова используются в предложении, а потом разыгрываем комикс прямо в классе, причем с действиями, привлечением реквизита. Тушение пожара шарфом вызывает дружный хохот, и каждый хочет побывать пожарным. А учителю только этого и надо – диалог прозвучал 6 раз – по количеству учеников в группе. И как-то само собой запомнились слова в контексте, уже с предлогами и артиклями и нужными сочетаниями.
Другой пример – игры со словами. Можно сказать: выучи эти слова. И ребенок просто смотрит на список и не знает, что нужно делать. Возможно, прочитает их 1,2 раза, все. А можно поиграть в игру. Взять одну карточку со словом из изучаемых, не показывая детям, и сказать: «Угадай, что у меня за карточка». И тогда он будет смотреть на список с конкретной целью и называть разные слова, и это будет не скучно, и повторять это можно много раз.
Я считаю, мастерство педагога состоит в том, чтобы ученик без чрезмерных для себя усилий осваивал материал. Игры и похожие на них активности очень в этом помогают – сделать многократные повторения одних и тех же изучаемых слов и конструкций увлекательными. Организовать такие игры гораздо энергозатратнее для педагога, чем прочитать-перевести текст или дать слова на диктант. А уж послушать выученные самостоятельно дома диалоги и того легче. Но это не честно по отношению к ученику. Обучение, организованное традиционным образом, с большим количеством письменных заданий, домашней подготовкой к диктантам, персказами и прочим, оставляет самые сложные задачи ученику. А проверку и контроль осуществляет учитель. Несправедливо.
Нужно также отметить, что дети растут, их мозг взрослеет, поэтому постепенно можно переходить к более серьезным и классическим методам обучения. Например, далеко не каждый 4-классник уже будет увлеченно петь чанты или песенки или разыгрывать комиксы. Ну и славно, можно подключать дискуссии, написание писем, обсуждение прочитанного. Значит, пришло время сменить флаги сменить методы работы. Но иногда даже старшеклассники просят: а давайте поиграем. И тогда ты, как фокусник, из рукава вытаскиваешь какую-нибудь разговорную настолку. А вы играли в Мафию на английском? А в Гномов-вредителей? А в Диксит?