Творческие люди – успешные люди. Не потому, что они обязательно становятся знаменитыми и богатыми. Просто человек, подходящий творчески к решению любых жизненных и профессиональных задач, всегда имеет преимущество перед теми, кто не приучен смотреть на мир с необычной точки зрения.
Развитие творческих способностей у детей – очень важный аспект воспитания, но многие родители, к сожалению, забывают об этом, делая ставку исключительно на развитие мышления, памяти и речи малыша. Все это, конечно, необходимо, но вместе с тем обязательно надо развивать умение творчески, креативно мыслить.
Творческие способности: что это такое?
Ты думаешь, это умение рисовать, играть на пианино и лепить фигурки? Не совсем. Творческими способностями называют:
- активность ума;
- постоянное стремление к новому, к познанию мира, к открытиям;
- умение видеть необычное в обычных вещах;
- полет фантазии и воображения;
- умение использовать новый опыт и знания на практике.
Как происходит развитие творческих способностей у детей?
Общение
Гуляя с малышом, отправляясь по делу или просто находясь у себя дома, старайся побольше с ним разговаривать. Обращай его внимание на окружающий мир: красивый закат, необычные облака, стая птиц, погоня собаки за кошкой, ползущий жучок или первый бутон подснежника, - все это может стать толчком для фантазии ребенка.
Игры и игрушки
Не покупай очередную куклу или мягкого мишку! Если хочешь, чтобы у малыша заработала творческая жилка, подари ему конструктор, мозаику, кубики, игру «Скраббл» или «Эрудит» - в зависимости от его возраста. Есть множество интересных развивающих игр, которые принесут гораздо больше пользы, чем просто красивая вещица.
Играй с ребенком в развивающие игры. Например, нарисуй на разных листах круги разного размера и предложи ребенку их дорисовать. Что это будет – снеговик, облако, цветок или машина? Находясь в очереди в поликлинике или двигаясь в транспорте, не сиди молча, а поиграй с малышом «в антонимы» - называй слово и проси ребенка подобрать противоположное по значению (конечно, сначала объясни). Или называй слово и проси, чтобы малыш назвал три его качества, например, яблоко – круглое, красное, сладкое, дерево – высокое, зеленое, старое, и т. д.
Рисование
Поощряй любовь к рисованию. Пусть у твоего малыша будет полный набор художника – цветные карандаши, мелки, фломастеры, акварельные краски и гуашь… Следи, чтобы под рукой у него всегда была бумага, но не ругай, если он увлечется и нечаянно покрасит обои или мебель. Просто объясни, что рисовать лучше на бумаге. А еще лучше – рисуй вместе с ним. И всегда хвали его творчество, вставляй рисунки в рамки и с гордостью вешай на стены! Это относится и к лепке из пластилина, и к аппликациям.
Чтение
Побольше читай ребенку – сказки, детские рассказы, приключения, истории. Книга должна сопровождать его повсюду и быть другом, удовольствием, а не «обязаловкой».
Музыка
Малыша с самого раннего детства должна сопровождать музыка. Пусть он слушает классическую музыку (например, практически все дети любят Чайковского и Моцарта) и детские песенки, народные ансамбли и колыбельные песни в твоем исполнении. Если будет желание – пусть занимается в музыкальной школе или танцевальной студии, только не из-под палки, а с удовольствием.
А самое главное – не загружай малыша! Если ему не хочется заниматься лепкой, а хочется кататься на санках или играть в прятки, - пусть играет! Творчество должно приносить радость, а не слезы.