_______________________________________________________________
9. Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по Вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
10. Подросток — не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него -совсем другое «идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.
11. Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны, а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему, Вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным опытом по запросу ребёнка.
12. Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития, а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную, ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат, объединяющий в себе все компоненты.
13. Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».
14. Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость, воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны, неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят» гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой непоследовательный».
15. Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека, независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.
Абдуллаева О.Н. психолог школы-пансиона ЛИК
[ссылка-1]
Несомненно, статью в закладки. За 10, 11, 13 пункты - автору особый респект!
11.09.2013 15:58:40, tisiana
Имхо, если ребенка с детства приучать к самостоятельности и ответственности, такой проблемы - "только там, где она ему выгодна" - в подростковом возрасте не возникнет. Когда мама моет 15-летнему сыну обувь и собирает за ним носки по квартире, о какой самостоятельности в серьезных вопросах может идти речь?
11.09.2013 16:08:18, simona_simona
И почему, чуть что, речь сразу о мытье туфель и разбросанных носках?
11.09.2013 16:23:08, pavlina
А потому, что с этого все и начинается. Здоровый лоб, а за собой не ухаживает. О какой ответственности можно говорить в дальнейшем
11.09.2013 21:31:05, simona_simona
Да не в этом проблема. Вы статью внимательно прочли? Дело в том, чтобы найти общий язык с взрослеющим ребенком, не стать ему врагом на этом этапе, помочь адаптироваться. И что для этого нужно предпринять, а чего избегать. Хорошая статья. Хотя все таки индивидуально
11.09.2013 21:52:01, kaZarova
Согласна с вами, kaZarova. Идеальным родителем я навряд ли стану, но рекомендациями воспользуюсь по максимуму
11.09.2013 22:02:39, nessy_garry
Готова с вами поспорить :). У меня дочь в подростковом возрасте, так для меня все, что автор излагает, звучит весьма поучительно. Случаи, еснто, бывают разные, но модель поведения родителя в статье описана достаточно ясно
18.09.2013 15:58:07, maryaYA
Не, спорить не стану ). Моему до подростка еще расти и расти. Просто выразила свое мнение.
18.09.2013 23:07:02, nastenkamsk11
Ну это бабушка еще надвое сказала ). В переходном возрасте все непредсказуемо. Спокойный и управляемый ребенок может стать своей полной противоположностью
12.09.2013 21:13:02, geraldaolga
+1! И наоборот, шилопопистый вдруг становится тише воды, ниже травы. Главное, не оставлять без внимания, постоянно быть рядом и в курсе его дел. По возможности
12.09.2013 21:47:28, margareet
Эт точно. Я своего племянника местами даже не узнаю ). 12 лет, невестке сочувствую, что дальше-то будет
13.09.2013 15:48:03, nastenkamsk11
С 12-летним еще можно справиться. Тут главное не упустить момент. В 14-15 в два раза сложнее будет
13.09.2013 18:24:38, rina-ri34
Рекомендации психолога безусловно полезные. Я бы с этим даже спорить не стала. Многие родители просто теряются. когда ребенок меняется просто на глазах. Даже не всегда связывают это с переходным возрастом. Или просто констатируют сие как факт. А нужно помочь сыну или дочери. А не стоять в стороне, мол, перерастет
25.09.2013 15:54:03, barbara77