На западе Москвы, неподалеку от станции метро «Филевский парк» - там, где когда-то стояла лагерем русская армия, пока Кутузов держал совет в Филях – есть улица Василисы Кожиной. Весьма скромная, что вполне соответствует исторической роли той женщины, в честь которой она названа. Однако, тем не менее, ее имя оказалось увековеченным на карте столицы наряду с такими именами, как Кутузов, Багратион, Барклай, Ермолов, Раевский и Давыдов. Чем же прославилась эта женщина? Попробуем разобраться.
Забавно, но о личности Кожиной не известно практически ничего, кроме того, что она была женой старосты в одной из деревень Смоленской губернии. Судя по богатому наряду, в котором Василиса позирует для портрета, жила она в достатке. Скорее всего, у нее были дети, возможно четверо или пятеро (как в средней крестьянской семье). О возрасте ее судить можно тоже лишь по портрету, написанном в 1813 году, на котором крестьянке лет 30 (современная дама так выглядела бы в сорокалетнем возрасте, но не будем забывать, что 200 лет назад женщины старились куда раньше). На ковровом платке, в который она закутана, можно различить медаль. Награда эта получена за то, что Василиса, помогая мужчинам своего села, несколько раз конвоировала пленных французов в близлежащий город. Один из них как-то попытался бежать – тогда Кожина ударила его косой и убила.
История эта привела крестьян в восторг; Василисе даже посвятили серию лубков – этаких народных комиксов – на которых запечатлели это событие. И не мудрено! Ведь кем были французы в глазах простых хлебопашцев? Разбойниками и расхитителями их добра. (Известно, что Наполеон не только не запрещал мародерство, но и всячески поощрял его. Начиная свой первый – Итальянский – поход, он восклицал: «Солдаты, вы не одеты, вы плохо накормлены. Я хочу повести вас в самые плодородные страны на свете!») Следовательно, жена старосты, воздавшая по заслугам супостату, закономерно стала для крестьян героиней.
Однако, самая интересная часть этой истории в том, что Василису Кожину пожелал увидеть героиней не только народ, но и правительство. И вот почему. Вторгаясь в пределы России, Наполеон решил применить древний принцип «Разделяй и властвуй!» и привлечь русских крестьян на свою сторону против дворянства. Он пустил слух о том, что собирается отменить крепостное право. Результатом стало то, что во время Отечественной войны было зафиксировано 67 (!) крестьянских восстаний, в ходе которых порой мужики громили помещичьи усадьбы за компанию с французами. Это не могло не вызывать волнения в верхах. «Мы еще не знаем, как повернется русский народ», - в тревоге говорил генерал-губернатор Москвы, граф Ростопчин, когда обсуждался вопрос о народном ополчении.
Но в подавляющем большинстве деревень наполеоновская пропаганда не сработала (обещая свободу, Бонапарт почему-то не догадался одновременно запретить мародерство), и солдаты Великой армии были для крестьян грабителями, а не освободителями. В этих-то деревнях и создавались партизанские отряды, позволяя правительству вздохнуть с облегчением: народ и дворянство все-таки едины! И Василиса Кожина стала идеальной кандидаткой на то, чтобы продемонстрировать это единство: согласитесь, женщина-воительница гораздо эффектнее в роли символа, чем мужчина, для которого война вполне естественное ремесло.
Итак, Василиса была вызвана в столицу, где ее наградили медалью и деньгами, а также написали ее портрет. О дальнейшей ее судьбе не известно ровным счетом ничего. Можно только предположить, что она до конца своих дней пользовалась заслуженным уважением односельчан, а деньги стали неплохим подспорьем в хозяйстве, и это скрашивало традиционно нелегкую долю женщины на Руси. Но если дать волю воображению, то можно предположить, что благодаря царской награде Василисе удалось выкупить на волю себя и свою семью и, в результате вторжения Наполеона, действительно обрести свободу.
Впрочем, все это не более чем домыслы. Они могут соответствовать истине, а могут и нет, равно как и многочисленные легенды, которыми обросло имя Василисы. Ей приписывают создание партизанского отряда и активные действия против французов. Такие легенды, бесспорно, были очень выгодны правительству, да и самой Василисе, безусловно, не вредили. Красивая история о женщине-партизанке перекочевала в 20 век и вошла в советские энциклопедии – ведь партизан в нашей стране любили всегда, и чем больше подвигов было на их счету, тем лучше!
Такова история Василисы Кожиной. В следующей же публикации речь пойдет о женщине, чью судьбу Отечественная война рассекла надвое, сделав вторую из них настоящим подвигом памяти – о Маргарите Тучковой.