Чиновники не могут исполнить программу, которая бы позволила маломобильным группам населения беспрепятственно передвигаться по Сургуту и посещать объекты социальной сферы. Немного свежих цифр: еще в январе на организацию доступной среды было предусмотрено порядка 90 млн. рублей, уже в октябре администрация сумму откорректировала, сократив до 41 млн. рублей – более чем в два раза.
Из оставшейся на этот год суммы освоить чиновники сумели лишь 23 млн. рублей. В администрации пеняют на проваленные аукционы и отсутствие подрядчиков, депутаты называют уже выполненную работу по созданию безбарьерной среды профанацией, а сами инвалиды подытоживают: в Сургуте нет ни одного учреждения, на все сто процентов доступного для них.
Деньги есть, работать некому
Ряд объектов в городе, которые должны были стать доступнее для людей с ограниченными возможностями здоровья, таковыми в этом году не станут – работа застопорилась на стадии проектирования. Например, на реконструкцию помещений социальной сферы и административных зданий было запланировано 18 миллионов рублей. Из них, как доложил депутатам гордумы и.о. директора департамента архитектуры и градостроительства Виктор Потоцкий, удастся освоить лишь 6 млн. рублей. Деньги, заверил Потоцкий, не удалось освоить из-за отсутствия желающих подрядчиков участвовать в муниципальных аукционах. Этим чиновники обуславливают и внесение изменений в программу, которые сократили ее финансовую составляющую почти в два раза – до 41 миллиона.
- Изменения вносились с учетом того, что по некоторым объектам не были готовы проектно-изыскательские работы, а выполнить строительно-монтажные работы без проектов нельзя, поэтому перечень объектов был пересмотрен, - пояснил и.о. директора ДАиГа.
- К сожалению, многие наши подрядчики не подготовлены, - посетовал замглавы Сургута Александр Пелевин.
Вместе с тем, для инвалидов в Сургуте сегодня недоступны не только здания старой застройки, но и только что появившиеся. Так, депутаты привели пример, что входные группы новых быстровозводимых спортивных сооружений уже требуют реконструкции. Ответа на вопрос, как подобные объекты, изначально не соответствующие принципам безбарьерной среды, принимались в эксплуатацию, не последовало.
Чтобы не для галочки
Парламентарии высказали свое консолидированное мнение – работу по созданию доступной среды необходимо проводить в комплексе, последовательно реконструируя отдельно взятые здания так сказать «под ключ».
- Зачастую пандус вроде бы есть, но добраться до него невозможно. Смех сквозь слезы. Конкретно, школа №44. Пандус сделали, но до пандуса доехать нельзя. Теперь представьте себе ребёнка, который пытается заехать на него даже на такой коляске, как, например, Otto-Bock B500 [ссылка-1]. Она хоть и является отличной электроколяской в своём классе, но такие препятствия и ей не под силу. И даже если найдутся отзывчивые люди, которые помогут колясочнику преодолеть препятствие, дальше что он будет делать? Перейти через двери нельзя. То, что делает сейчас ДАиГ, – профанация проблемы. Выбрасываются большие деньги, но без комплексного подхода – это деньги на ветер. Я так понимаю, что до 2020 года мы проблему с доступной средой не решим, хотя пандусы у нас будут в каждом учреждении, - критично высказался депутат Сергей Рябов.
Парламентарий пообещал лично прозвонить компании, которые, выиграв муниципальный заказ, отказывались приступать к работам, сходили с дистанции.
- Одна из причин в позднем размещении документации на проведение аукциона, и, если это так, то это уже вопрос не квалификации строителей, а специалистов ДАиГа, - высказал свои опасения Рябов.
Их разделяет и председатель региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть» Сергей Филатов. По его словам в этом году инвалиды ожидали реконструкции галереи «Стерх», где в течение года для них проводится много мероприятий, поликлиники «Юность» и пяти помещений общественных организаций. Однако из-за поздно проведенного администрацией аукциона до конца года доступными инвалидам эти объекты не станут.
- Администрация провела конкурс аж в середине сентября, в то время как финансирование было с 1 января текущего года. Договор же с компанией, которая должна была заниматься галереей, подписан вовсе во второй половине ноября, и теперь, получается, фирма должна за месяц освоить те объемы – на 3,5 млн, которые за зиму она никогда не освоит, - рассказал Сергей Филатов.
Виктор Потоцкий информацию по срокам подтвердил, однако заверил, что работы зимой никто проводить не будет, сумма и перечень работ по галерее будут откорректированы.
Весной корреспондент «Сургутской Трибуны» пересел в инвалидное кресло, такое как Kuschall Compact [ссылка-2], дабы на себе проверить доступность городской среды для инвалидов. После изнурительного и травмоопасного «путешествия» автор резюмировал: «…пандусы устанавливают дилетанты, 80 процентов горок для инвалидов откровенно бесполезны».
Вне зоны доступа
Вместе с тем действие долгосрочной целевой программы, рассчитанной до 2015 года, прекращается уже в этом году. С 2014 года стартует новая, рассчитанная до 2020 года. На шесть лет на организацию доступной среды программой предусмотрен 81 миллион рублей. Насколько она будет эффективно исполнена, сейчас остается только предполагать.
Накануне представители общественных организаций инвалидов обследовали здания горадминистрации и думы города на их доступность для маломобильных групп населения. Для инвалидов по зрению оба здания попали в категорию «временно недоступных». Для инвалидов-колясочников – в категорию «доступны условно». То есть пандус есть, но не соответствует нормативам, точно так же, как туалеты и лестницы. Предполагается, что попади инвалид в здание, помощь ему должен оказать сотрудник учреждения.
- Я часто отношу здания категории «доступных условно» к временно недоступным. Ведь чтобы помочь инвалиду передвигаться по зданию, сотрудник должен знать, как с ним взаимодействовать, это должно быть прописано в его должностной инструкции, - поясняет Сергей Филатов, принимавший личное участие в паспортизации объектов, на основании которой и принимаются решения по реконструкции объектов. - Сегодня в Сургуте учреждений, которые бы на сто процентов соответствовали всем требованиям, просто нет, ни одного.